Несмотря на применение в качестве масла современных сортов смазок, имеющих моющие и многофункциональные присадки ВНИИ НП-360, МНИ ИП-22К и др., все же под действием высоких температур и запыленности воздуха в картере, фильтрах и масляных магистралях происходит отложение смолообразований и шлама. Очистка внутренних полостей двигателя, приборов фильтрации и масляных магистралей возможна только путем частичной разборки и промывки системы.
Промывают систему смазки от загрязнений на прогретом до 70—80°С двигателе сразу после выпуска из него отработанного масла и разборки и очистки масляных фильтров чистым подогретым до 50—60°С маслом соответствующего сорта с добавлением в него 10—15% дизельного топлива с установленным в корпусах новыми фильтрующими элементами.
В качестве промывочного состава могут быть рекомендованы смеси, состоящие из уайт-спирита (90%) и ацетона (10%) или уайт-спирита (40—45%), масла АК-10 (45—50%) и ацетона (10—15%). Время промывки — 5 мин.
Для промывки необходимо пустить двигатель и дать ему проработать на холостых оборотах 10—12 мин, после чего двигатель остановить и через открытое сливное отверстие картера и корпусов фильтров выпустить из системы промывочное масло.
При нарушении в системе циркуляции масла, определяемом по показаниям манометра системы смазки, необходимо снять поддон картера и промыть сетку маслоприемника в дизельном топливе или керосине.
Применяемые у современных двигателей в качестве элементов тонкой очистки масла картонные фильтры ДАСФО и КАЗХИ имеют различную производительность. Так, при применении картонных фильтров ДАСФО содержание механических примесей в масле поддерживается на уровне 0,3%, а фильтров КАЗХИ — 0,06%. Однако, несмотря на достаточно качественную фильтрацию масла указанными фильтрами в нормальных условиях при эксплуатации автомобилей, в условиях пустынно-песчаной местности необходимо менять их при каждом ТО-1.
При эксплуатации автомобилей в условиях большой запыленности воздуха следует строго соблюдать периодичность обслуживания системы смазки. Средние значения периодичности обслуживания системы смазки двигателя приведены в табл. 21.
Таблица 21. Периодичность обслуживания системы смазки
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/215988.jpg)
Способы промывки фильтров грубой очистки зависят от их конструкции. Пластинчатые фильтры промывают при частичной разборке и снятии их с двигателей. При этом фильтрующий элемент не разбирают, а только ослабляют затяжку его пластин.
При промывке элементы погружают в чистый бензин или керосин и очищают движением волосяной кисти вдоль щелей, образованных пластинами. Корпус элемента фильтра промывают в керосине или бензине. После просушки фильтр собирают. Для промывки ленточных элементов необходимо слить отстой из корпуса фильтра и промыть его снаружи. После этого нужно' снять колпак и вынуть фильтрующие элементы. Промывка проводится в дизельном топливе или керосине волосяной кистью или щеткой. При сильном загрязнении фильтрующие элементы следует оставить в керосине или дизельном топливе на 2—3 ч для лучшего растворения осадков, задержанных фильтром. Применение металлических скребков и щеток для очистки фильтров запрещается.
Через 500—600 ч работы ленточные фильтры независимо от периодичности обслуживания необходимо проверять с целью установления его сопротивления прохождению масла. Для этого следует плотно закупорить пробкой отверстие горловины секции и опустить ее пробкой вниз в ведро с дизельным топливом. Продолжительность заполнения внутренней полости секции до 50 мм от верхней кромки нужно замерить по секундомеру или часам.
При нормальном сопротивлении секция заполняется за 50—60 сек. Если секция заполняется более чем за 60 сек, значит она нуждается в специальной промывке. Для промывки сильно загрязненных секций пользуются насосом и форсункой, которые подают топливо под давлением 200—250 кГ/см2. Под действием струи топлива ленточные фильтры промывают при любой степени загрязнения.
Загрязненные фильтры тонкой очистки — нитчатые, картонные, поглощающие и бумажные — обычно заменяют новыми.
На автомобилях новых марок, двигатели которых имеют фильтры центробежной очистки масла, одновременно со сменой смазки в картере и фильтрующих элементов необходимо их разобрать и очистить от загрязнений, после чего промыть их чистым маслом или керосином и собрать вновь. При проведении обслуживания системы смазки требуется также разобрать и промыть в керосине набивку фильтра вентиляции картера, а корпус фильтра очистить от загрязнений, после чего продуть набивку сжатым воздухом и погрузить в масло, только после этого произвести сборку и установку фильтра на место.
По окончании обслуживания заправить систему смазки маслом соответствующего сорта и проверить наличие и исправность пылезащитного чехла на указателе уровня масла в картере двигателя.