Надежная и безаварийная эксплуатация автомобилей в указанных условиях обеспечивается своевременным и в полном объеме техническим обслуживанием и качественным текущим ремонтом.
Учитывая повышенные температурные нагрузки на детали и механизмы автомобиля, абразивное действие частиц пыли, дополнительное сопротивление движению из-за песчаного слоя на проезжей части дорог и на местности, периодичность технических обслуживаний может быть сокращена против установленной на 20—25% (табл. 18).
Таблица 18. Периодичность технического обслуживания
Условия эксплуатации | Виды и периодичность технического обслуживания, км пробега | ||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | |
Городские и загородные асфальтированные дороги хорошего состояния | По окончании рабочей смены | 1600—1800 | 8000—9000 |
Загородные дороги со щебеночным или другим покрытием хорошего состояния | То же | 1300—1500 | 6500—7500 |
Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другим твердым покрытием | То же | 1000—1200 | 5000—6000 |
Трудоемкость, чел-ч, применительно к автомобилю ЗИЛ-164 | 0,55 | 3,5 | 13,5 |
При эксплуатации автомобилей в особо тяжелых условиях пустынно-песчаной местности объем технического обслуживания необходимо увеличивать за счет введения дополнительных операций, направленных на устранение и предупреждение возможных характерных неисправностей, нарушений нормальной работы и поломок отдельных деталей, узлов и механизмов автомобилей и прицепов.
Система технического обслуживания автомобилей, эксплуатируемых в пустынно-песчаной местности, принципиально не отличается от общепринятой, но имеет ряд особенностей, к которым относятся частичное сокращение объемов моечно-уборочных работ из-за недостатка воды, увеличение объемов работ по обслуживанию системы охлаждения двигателей и аккумуляторных батарей, по смазке, ремонту сальниковых уплотнений, обслуживанию шин и др.
Учитывая необходимость особо тщательной подготовки подвижного состава к эксплуатации в условиях пустынно-песчаной местности, организации технического обслуживания должно быть уделено особое внимание.
В зависимости от технического состояния, количества подвижного состава, производственных условий, марок автомобилей и прицепов техническое обслуживание может быть организовано с применением одного из следующих методов: на поточной линии, агрегатно-постовое обслуживание, на тупиковых постах или путем совмещения двух последних методов.
Как показал опыт эксплуатации автомобилей, в ряде автотранспортных предприятий проведение всех видов технического обслуживания целесообразно организовывать в межсменное время.
Поточный метод технического обслуживания имеет ряд преимуществ, заключающихся в более высокой производительности, более четкой и хорошо управляемой организации, более квалифицированном и качественном выполнении всех работ. При этом рабочие, прикрепленные к строго определенным, специализированным постам поточной линии, обеспечивают этим требуемое качество и высокую производительность работ.
Однако поточный метод более сложен по своей организации. Для организации поточной линии необходимо производственное помещение соответствующих размеров, обеспечивающее размещение в нем необходимых специализированных постов, а при необходимости и вспомогательных отделений, т. е. медницко-жестяницкого, аккумуляторно-зарядного, шиноремонтного, слесарно-механического и др. Организация поточной линии должна обеспечивать требуемую ритмичность и почти равное время простоя автомобиля на каждом посту независимо от его конструктивных особенностей и объема выполняемых работ, что при различном техническом состоянии и разномарочности обслуживаемых автомобилей весьма затруднительно.
В табл. 19 приведены краткие сведения конструктивных особенностей автомобилей, характеризующие объемы технического обслуживания.
Таблица 19. Объем технического обслуживания
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/215985.jpg)
Опытом эксплуатации установлено, что использование поточного метода наиболее рационально при проведении ТО-1, так как из-за дополнительных ремонтных работ, выполняемых при ТО-2 наряду с работами по техническому обслуживанию, трудоемкость которых весьма различна, выдерживать установленное время простоя автомобилей на специализированных постах линии практически невозможно.
В связи с указанными трудностями, возникающими при организации и проведении ТО-2 на поточной линии, в некоторых автотранспортных предприятиях успешно применяется агрегатно-постовой метод технического обслуживания и подготовки подвижного состава к эксплуатации.
Сущность агрегатно-постового метода заключается в том, что ТО-2 выполняется не сразу в полном объеме, а выборочно, в несколько заездов автомобиля в пункт технического обслуживания, причем в каждый из заездов обслуживаются только определенные узлы и агрегаты.
При применении указанного метода также организуются специализированные по видам выполняемых работ посты с закрепленным квалифицированным персоналом, что имеет те же преимущества, что и при выполнении работ на поточной линии. Однако применение агрегатно-постового метода обеспечивает более высокую гибкость организации и лучшую материально-техническую и технологическую подготовку проведения технических обслуживаний и текущих ремонтов. При этом в назначенные сроки производится обслуживание одноименных агрегатов и узлов автомобилей. Так, в соответствии с графиком в первый заезд обслуживаются двигатели и тормоза всех автомобилей, во второй заезд — агрегаты трансмиссии и аккумуляторные батареи, в третий — шины и кузова и т. д.
Выполнение требуемых объемов технического обслуживания указанным методом на несвязанных между собой специализированных постах обеспечивает не только высокие темпы и качество выполняемых работ, но и высокий коэффициент технической готовности.
Производительность труда при техническом обслуживании и особенно при текущем ремонте на специализированных постах в значительной мере увеличивается при использовании заранее подготовленных комплектов оборотных агрегатов, так как при этом для ремонта автомобиля потребуется только необходимое время на замену неисправного агрегата.
Тупиковый метод технического обслуживания заключается в организации ряда автомобиле-мест, на которых размещаются автомобили на весь период технического обслуживания и ремонта. При этом для организации и размещения тупиковых постов могут быть использованы необходимые производственные и вспомогательные помещения и площади автотранспортного предприятия. Практически при указанном методе организуются только автомобиле-места, а все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту выполняются специализированными ремонтными бригадами, которые в соответствии с графиком и разработанной технологией перемещаются со своим инструментом и специальным оборудованием от одного автомобиля к другому. Количество и специализация ремонтных бригад определяются условиями каждого автотранспортного предприятия, техническим состоянием подвижного состава, марками и типами автомобилей и прицепов.
Тупиковый метод может быть использован для подготовки и технического обслуживания в объеме ТО-1 и в особенности ТО-2 автомобилей и прицепов большой грузоподъемности (КрАЗ-219, МАЗ-500, МАЗ-502, Урал-375 и др.), имеющихся в автотранспортных предприятиях в небольших количествах, а также когда отсутствуют условия для обслуживания и подготовки их к сезонной эксплуатации другими методами.
Ежедневное техническое обслуживание автомобилей целесообразно проводить на специальных постах, расположенных при отсутствии централизованного водоснабжения вблизи водоемов.
Посты для ежедневного технического обслуживания (ЕО), как правило, состоят из эстакады на 3—5 автомобиле-мест и комплекта моечно-уборочного, смазочно-заправочного и слесарного оборудования, а также необходимого количества крепежных деталей и инструментов. От качества ЕО зависит безотказность в работе и безопасность движения автомобилей, а также некоторое снижение трудоемкости проводимых очередных обслуживаний ТО-1 и ТО-2.
В целях повышения производительности и сокращения постов при организации ТО-1 и ТО-2 и в особенности при подготовке автомобилей к эксплуатации в пустынно-песчаной местности целесообразно группировать их по маркам и грузоподъемности, т. е. автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-53А и ГАЗ-66 обслуживать раздельно от автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 и т. д.
Автомобили с дизельными двигателями, требующие особого обслуживания приборов системы питания двигателей, особых сортов масел и смазок для двигателей и агрегатов трансмиссии, рекомендуется обслуживать раздельно от автомобилей с карбюраторными двигателями. Этим обеспечивается лучшая специализация ремонтного персонала и использование специального гаражного оборудования, а также контроль за правильным использованием специальных сортов топлив, масел и смазок, предназначенных только для автомобилей с дизельными двигателями.
Практикой эксплуатации установлено, что наиболее качественное и экономически целесообразное техническое обслуживание подвижного состава в сложных климатических условиях обеспечивается при проведении его в укрупненных автотранспортных предприятиях. При этом одновременно с централизацией гаражного и ремонтного оборудования за счет подбора наиболее квалифицированного технического персонала и ремонтных рабочих обеспечивается выдерживание требуемых-сроков простоя автомобилей в ремонте и качество выполняемых работ. При централизации технического обслуживания и ремонтных работ увеличивается коэффициент использования гаражного оборудования, сокращается простой автомобилей в ремонте и значительно повышается контроль за качеством выполняемых работ.
Анализ состояния организации труда по обслуживанию автомобилей в условиях жаркого климата показывает, что многие процессы все еще остаются трудоемкими. Для выполнения ряда работ, например мойки, заправки, привлекается много людей. Снизить трудоемкость работ можно лишь при условии механизации труда.
Заслуживает внимания опыт одного из автотранспортных предприятий г. Ташкента, в котором создана поточная линия ЕО с соответствующим оборудованием. Обслуживание начинается на посту 1 предварительной мойки автомобилей, где производится очистка и мойка ходовой части и низа грузовой платформы. Затем на специально оборудованной площадке поста 2 из автомобиля, его кабины и платформы удаляется пыль и грязь. По окончании мойки на посту 3 производится, заправка топливом и маслом, после чего автомобиль направляется в один из парков-стоянок, где производится ТО-1, или в пункт технического обслуживания для выполнения ТО-2.
При наличии в автотранспортных «предприятиях подвижных автомобильных мастерских по техническому обслуживанию и текущему ремонту (МТО), как показал опыт, целесообразно использовать их для организации отдельно расположенного временного пункта технического обслуживания. Подвижные мастерские находят, особенно при эксплуатации автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях, все более широкое применение. Оснащенные комплектами моечно-уборочного, смазочно-заправочного, контрольно-регулировочного оборудования и инструментов карбюраторщика, электрика, жестянщика мастерские, имеющие постоянный персонал из трех специалистов, обеспечивают за смену выполнение шести-семи ЕО или двух-трех ТО-1.
Мастерская должна быть в каждой колонне, имеющей в своем составе 30—40 автомобилей, работающей в отрыве от автотранспортного предприятия.
Трудоемкость технического обслуживания и .выполнения операций по дополнительному оборудованию автомобилей, предназначенных к эксплуатации в пустынно-песчаной местности летом, применительно к автомобилю ЗИЛ-164, работающему без прицепа, приведена в табл. 20.
Таблица 20. Трудоемкость технического обслуживания
Показатели | Дорожные условия | ТО-1 | ТО-2 | Ремонтные работы | Оборудование дополнительными средствами |
Периодичность технического обслуживания, км | Грунтовые неисправные дороги и дороги с гравийным покрытием | 850 | 4000 | ||
Трудоемкость, чел-ч | То же | 6,5 | 23,5 | Не более 5,0 при выполнении ТО-1 и не более 10,0 при выполнении ТО-2 | Не более 5,0 при выполнении ТО-1 и ТО-2 |
При использовании прицепов и полуприцепов время простоя автомобилей с закрепленными за ними прицепами в техническом обслуживании увеличивается на 25—35%.
Учитывая различность объемов работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту и оборудованию автомобилей и прицепов дополнительными средствами защиты от пыли и воздействия высоких температур окружающего воздуха, целесообразно заблаговременно с достаточной точностью определить их техническое состояние, а следовательно, и объем предстоящих ремонтных работ.
Принятая система технического обслуживания включает весь необходимый комплекс мероприятий, обеспечивающих наиболее высокий коэффициент технической готовности подвижного состава, безопасность движения, максимальных и безаварийных пробегов и наибольшей экономии топливо-смазочных материалов.
В зависимости от условий автотранспортного предприятия, т. е. количественного и качественного состояния; подвижного состава, наличия и пропускной возможности пункта технического обслуживания и ремонтной мастерской и других факторов, для организации и проведения технического обслуживания может быть выбран и реализован такой метод, который обеспечит с наименьшими затратами труда и средств наилучшее качество технических обслуживаний.