При этом учитывались техническая скорость, предельно преодолеваемые подъемы в песках и продолжительность движения на различных передачах. Кроме того, велись наблюдения за температурным режимом двигателя, при длительном безостановочном движении груженого автопоезда, фиксировалось давление в шинах на автомобиле и прицепе при движении по автомобильной грунтовой дороге и по бездорожью.
Каждый автопоезд транспортировал длинномерный груз через «разъезженные» дороги с глубокими колеями и выбоинами до 0,2—0,3 м, заполненными солончаковой пылью.
Местами приходилось пересекать гладкие «такыры». На отдельных участках, занесенных сыпучим песком, скорость движения снижалась до 8 км/ч. Кроме того, преодолевались пески средней плотности, глубокие сыпучие пески на холмистой местности. На таких дорогах часто происходило буксование и «зарывание» ведущих колес в песок.
На некоторых участках приходилось применять в качестве дополнительных тягачей тракторы. При этом скорость движения составила у автомобилей МАЗ-502 — 8 км/ч, а у ЗИЛ-157 с прицепом — 10 км/ч. Движение осуществлялось на I и II передачах с постоянным включением переднего моста и понижающей передачи.
В этих условиях карбюраторные двигатели нагревались до 110°С, что сопровождалось закипанием и выбросом воды из радиатора, вследствие чего приходилось делать вынужденные остановки, чтобы охладить двигатель.
В результате изучения накопленного опыта работы автомобилей в песках было установлено, что наилучшими качествами по проходимости обладает автомобиль ЗИЛ-157 с обычными шинами 12,00—18 в сцепе с прицепом-роспуском на арочных шинах модели Я-173. Средняя скорость движения такого автопоезда с грузом 7 т достигала по автомобильной дороге 45 км/ч, а по равнинным (небарханным) пескам 14—16 км/ч.
При работе в песках давление воздуха в шинах автомобиля находилось в пределах 1,2—1,5 кГ/см2. Такие автомобили, как ЗИЛ-164, МАЗ-200, на обычных шинах совершенно непригодны для работы в тяжелых условиях. Эти автомобили не могут быть рекомендованы для эксплуатации в пустыне.
Автомобили КрАЗ-214 и МАЗ-502 также не отвечают всем требованиям эксплуатации (вследствие низкой проходимости, недостаточной прочности некоторых узлов и быстрого выхода из эксплуатации). Так, за короткий срок у этих автомобилей поломались передние мосты. Было также установлено, что автомобиль-тягач МАЗ-502 (4X4) имеет на песках несколько лучшую проходимость, чем автомобиль-тягач КрАЗ-214 (6X6), что объясняется большими удельными давлениями на грунт у последнего.
На мягких, быстро разбиваемых грунтах движение автоколонны по одной колее затруднено и происходит с меньшей скоростью, чем движение по целине.
Существенное влияние на проходимость и скорость движения по пескам оказывает распределение веса груза между автомобилем-тягачом и прицепом-роспуском, которое характеризуется выбранным задним свесом перевозимого груза. Так, например, лучшие результаты по проходимости были получены при нагрузке на автомобиль: ЗИЛ-157 — 3 т, МАЗ-502 — 4 т. При значительном снижении нагрузки на автомобиль путем соответственного перераспределение веса между тягачом и прицепом происходит ухудшение тягово-динамических качеств автопоезда, снижение скорости движения и перегрузка двигателя.
Применение арочных шин существенно повышает проходимость автопоездов.
К конструктивным недостаткам автомобиля ЗИЛ-157 следует отнести систему охлаждения. Так, даже при умеренной температуре воздуха (28—32°С) вода в системе охлаждения перегревается. Для полной реализации тяговых качеств на автомобиле ЗИЛ-157 целесообразно применять высокосортные бензины с октановым числом не ниже 72.
На основе опыта, накопленного при эксплуатации автомобилей на строительстве газопровода Бухара—Урал, можно сделать вывод, что успешное осуществление перевозок в песчано-пустынной местности невозможно без проведения ряда технических мероприятий. Перевозка грузов должна осуществляться автомобилями, обладающими надежной проходимостью по пескам, при эффективном охлаждении двигателей.
При постоянной эксплуатации в песчано-пустынной местности автомобили повышенной проходимости должны быть оснащены дополнительными устройствами по блокированию ведущих мостов, лучшей очистке воздуха, увеличению охлаждающей площади радиаторов, возврату в радиатор конденсата от испаряемой воды, вентиляции и кондиционированию воздуха в кабине и предохранению трущихся частей от проникновения пыли и песка.
Отсутствие автомобилей, приспособленных для работы в песках, приводит к тому, что на ряде участков в настоящее-время единственным тягачом для, перевозки грузов являются тракторы С-80 и С-100.
Выше было отмечено, что специфическим условиям песчано-пустынной местности отвечает автомобиль ЗИЛ-157 с одноосным прицепом на арочных шинах модели Я-173, предназначенный для перевозки грузов весом до 7 т. Важным преимуществом этого автопоезда является возможность централизованного регулирования давления в шинах, что дает возможность снижать давление на -мягких грунтах и повышать его при движении по дорогам с твердым покрытием. Автомобиль Урал-375 также можно эксплуатировать в этих условиях, так как он обладает конструктивными особенностями автомобиля ЗИЛ-157, но имеет большую грузоподъемность.
Автомобили с колесной формулой 4X2, снабженные арочными шинами, уступают по проходимости автомобилю ЗИЛ-157, однако их можно использовать для доставки воды, топлива и других грузов, необходимых для строительства. Использование арочных шин на автомобиле ЗИЛ-164 с прицепом-роспуском для перевозки грузов по бездорожью не дало положительных результатов.
Анализ работы автомобилей, эксплуатируемых в районах Средней Азии, позволяет сделать следующий вывод: для надежной и высокопроизводительной перевозки тяжеловесных грузов в условиях пустыни и полупустыни нужно разработать специальные автомобили-тягачи высокой проходимости грузоподъемностью до 30—35 т. Они должны быть приспособлены для работы в условиях высоких температур, а также иметь привод на оси прицепа-роспуска.