Недостатки этих генераторов особенно проявляются при эксплуатации автомобилей в условиях пыльных проселочных дорог и бездорожья.
Измерения показали, что днем при температуре воздуха подкапотного пространства 70—80°С шариковые подшипники генератора Г21 нагреваются до 90—97°С, а ночью при температуре воздуха подкапотного пространства 60—70°С — до 88—93°С.
При эксплуатации отмечено сильное запыление внутренних частей генератора. В тех случаях, когда внутрь генераторов попадало масло, наблюдались случаи зависания щеток.
Для работы в условиях возможных запылений нашли широкое распространение генераторы закрытого типа с защитой от пыли.
В этих генераторах отсутствует внутренняя вентиляция, поэтому в них резко снижается возможность использования активных материалов.
Для генератора применительно к двигателю ЯМЗ-238 предусмотрено использование для вентиляции генератора очищенного воздуха, поступающего в двигатель.
На рис. 26 показан участок схемы воздухоснабжения двигателя, использованный для вентиляции генератора.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/215984.jpg)
Рис. 26. Схема питания воздухом генератора: 1 - первая ступень фильтра; 2 - генератор; 3 - вторая ступень фильтра
Одним из преимуществ принятой схемы является то, что поступающий для охлаждения (генератора воздух засасывается из окружающей среды с температурой на 25—35°С ниже, чем температура обычно применяемого для охлаждения воздуха подкапотного пространства. Кроме того, воздух, поступающий в генератор, очищен от пыли.
Это практически исключает возможность возникновения условий, при которых могут зависать щетки и резко повышается работоспособность подшипниковых узлов.
Генератор закрытого исполнения номинальной мощностью 1000 вт с номинальным напряжением 12 в. Обмотка возбуждения генератора выполнена двумя параллельными ветвями, каждая из которых подключена к самостоятельному регулятору, работающему при малых (порядка 1,2 а) токах нагрузки контактов. Этим достигается высокая надежность и стабильность системы регулирования напряжения.
Для вентиляции генератора используются входные и выходные патрубки диаметром 40 мм для присоединения шлангов с внутренним диаметром 38 мм.
Опыт показал, что температуры нагрева отдельных участков генератора ниже предельно допустимых норм. Наличие вентиляционных отверстий большого сечения на входе и выходе этого генератора и исключение из системы вентиляции шланговых воздухопроводов значительно увеличили эффективность вентиляции. Нагрев якоря снизился на 13°С.
В результате стендовых испытаний в течение 1000 ч установлены величины взносов щеток. Так, при силе тока нагрузки 80 а, напряжении генератора 14,5 в и скорости вращения 4100 об/мин средний износ щеток составляет 0,35 мм за каждые 100 ч работы.
Достигнутая в генераторе высокая удельная мощность (Рул=60,5 вт/кг) значительно превосходит удельную мощность современных зарубежных автотракторных генераторов постоянного тока.
Это объясняется тем, что 'принятая для вентиляции генератора схема воздухоснабжения позволила вместо нагретого воздуха подкапотного пространства использовать внешний более холодный воздух.