Систему регулирования давления воздуха в шинах надо периодически осматривать и устранять обнаруженные неисправности. Так, если при контрольных осмотрах перед выходом в рейс или при ежедневном обслуживании обнаружено, что давление воздуха -резко падает, то необходимо проверить систему на герметичность.
Сначала проверяют правильность работы обратного клапана — поднимают давление в системе пневматического привода тормозов до 6—7 кГ/см2, закрывают все вентили на блоке шинных кранов и переводят рычаг центрального крана управления в положение спуска воздуха из системы. Когда обратный клапан отрегулирован, выход воздуха из пневматической системы тормозов в атмосферу прекращается при давлении 4,5 кГ/см2. При правильной работе обратного клапана его необходимо отрегулировать регулировочным винтом. При завертывании давление увеличивается, а при вывертывании уменьшается.
Затем проверяют участок системы от крана управления до блока шинных кранов. Делают это так. Плотно закрывают все вентили блока шинных кранов и в течение 20—30 сек проверяют по манометру, нет ли утечки воздуха. Если стрелка манометра не перемещается, утечки нет.
Негерметичность шин определяют на слух или по пузырькам воздуха, 'появляющимся в местах соединений, на которые нанесен мыльный раствор. Негерметичность соединений устраняют подтяжкой их или заменой отдельных деталей. Для, устранение негерметичности резьбовых соединений штуцеров применяется клей АК-20.
Давление может падать из-за неплотной посадки выпускного клапана. Для проверки необходимо плотно закрыть отверстия для выхода воздуха из крана в атмосферу. Если утечка воздуха прекратилась, значит посадка клапана неплотная. Это обычно бывает от того, что неправильно отрегулированы тяги привода рычага крана управления. Когда же неплотно посажен впускной клапан, то давление повысится, что также связано с неправильной регулировкой тяг.
Устранив обнаруженные неисправности, приступают к проверке участков системы от блока шинных кранов до запорных вентилей колес. Эти вентили плотно закрывают, а вентили блока шинных кранов последовательно открывают. Герметичность каждой воздушной коммуникации проверяют в течение 40—50 сек. Если стрелка манометра показывает снижение давления, утечку воздуха устраняют так же, как и на участке системы от крана управления до блока шинных кранов.
Однако бывает и так, что все наружные соединения герметичны, но воздух проходит через уплотнительные головки подвода воздуха. Чтобы убедиться в этом, снимают фланец полуоси (передний мост) или полуось (задний мост) и определяют место утечки на слух.
Для устранения утечки заменяют уплотнители.
При незначительных утечках, т. е. когда в шинах поддерживается нормальное давление при помощи компрессора, устранять дефект целесообразнее в автотранспортном предприятии.
Полную герметичность проверяют в сроки, установленные для ТО-1. Для этого охлаждают шины до температуры окружающего воздуха, поднимают давление до максимального и, поставив рычаг крана управления в среднее положение, открывают все вентили блока шинных и колесных кранов. За двенадцать часов падение давления воздуха в шинах не должно превышать 1 кГ/см2.
Во время ТО-1 проверяют также зазор между рычагом крана управления и впускным и выпускным клапанами, который должен быть в пределах 0,5 мм. Если зазоры больше или меньше 0,5 мм, то их регулируют, изменяя длину тяг привода.
При ТО-2, кроме перечисленных работ, продувают все трубопроводы и шланги. Для этого закрывают все колесные краны, отъединяют верхние концы трубок и из воздушных баллонов опускают конденсат. Затем в системе пневматического привода тормозов поднимают давление до 7 кГ/см2 и, поочередно открывая вентили блока шинных кранов, продувают каждую ветвь трубопроводов.
Наиболее ответственный и труднодоступный узел системы регулирования — это головки подвода воздуха. Их работоспособность зависит от правильной постановки, а также от того, смазаны ли трущиеся поверхности манжет сальников и крышек. Когда устанавливают головки на цапфу, рабочую поверхность манжет тщательно покрывают смазкой 1-13 или 1-13с.
Прежде чем установить головку, смазкой заполняют полость между головкой и гайками, которыми регулируют подшипники ступиц. После установки головки смазку кладут на выступающий конец цапфы и наружную поверхность головки.
Правильное техническое обслуживание системы регулирования давления воздуха в шинах значительно повышает проходимость автомобилей.