Дизель состоит из кривошипно-шатунного механизма, газораспределительного механизма, системы охлаждения, системы смазки и системы питания.
В кривошипно-шатунный механизм входят поршень, шатун, коленчатый вал, цилиндр и картер. Детали этого механизма непосредственно соприкасаются с горящими газами, воспринимают давление газов и преобразуют поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Газораспределительный механизм состоит из клапанов, толкателей, распределительного вала и приводного механизма. Детали этого механизма служат для обеспечения своевременной подачи воздуха в цилиндры и выпуска из них продуктов сгорания.
В систему охлаждения входят трубопроводы, водяной насос и радиатор, где охлаждается вода, циркулирующая между двойными стенками цилиндров. Эта система обеспечивает надлежащую температуру деталей двигателя.
Система смазки состоит из маслопроводов, масляного насоса, фильтров, масляного радиатора и резервуара для масла. Система служит для смазки трущихся деталей двигателя.
В систему питания входят две отдельные подающие системы: система подачи топлива и система подачи воздуха.
Детали дизеля работают в более тяжелых условиях, чем детали карбюраторного двигателя. Давление в цилиндре дизеля значительно выше и нарастает более резко. Поэтому детали дизеля изготовляются более прочными и более массивными, а вопросам смазки, точности изготовления и уравновешенности уделяется очень серьезное внимание.
Четырехтактный дизель КДМ-46 и двухтактный дизель ЯАЗ-204 в разрезе показаны на рис. 23—26.
Рис. 23. Четырехтактный дизель КДМ-46 (продольный разрез): 1 - головка блока цилиндров; 2 - блок цилиндров; 3 - толкатель; 4 - распределительный вал; 5 - задний кронштейн подвески: двигателя; 6 - картер маховика; 7 - маховик; 8 - нижняя часть картера; 9 - коренной подшипник; 10 - противовес; 11 - крышка шатунного подшипника; 12 - шатун; 13 - щека коленчатого вала; 14 - шатунный болт; 15 - маслоотражательное устройство; 16 - шкив; 17 - передний кронштейн подвески двигателя; 18 - шестерня распределительного вала; 19 - уплотнительные кольца гильзы; 20 - гильза; 21 - кольцо крепления поршневого пальца; 22 - поршневой палец; 23 - поршень; 24 - маслосъемное кольцо; 25 - компрессионное кольцо; 26 - шпилька крепления головки блока; 27 - выпускной клапан; 28 - впускной клапан; 29 - опорная шайба; 30 - пружина клапана; 31 - направляющая клапана; 32 - ось коромысел; 33 - коромысло, 34 - штанга; 35 - прокладка головки блока; 36 - крышка
Рис. 24. Четырехтактный дизель КДМ-46 (поперечный разрез): 37 - маслоприемник; 38 - пусковой двигатель; 39 - камера сгорания (остальные детали обозначены теми же номерами, что и на рис. 23)
Рис. 25. Двухтактный дизель ЯАЗ-204: 1 - термостат; 2 - пружина клапана; 3 - клапан; 4 - насос-форсунка; 5 -пружина толкателя; 6 - роликовый толкатель; 7 - распределительный вал; 8 - маховик; 9 - масляный насос; 10 - коленчатый вал; 11 - шкив; 12 - приводной ремень; 13 - вентилятор; 14 - поршень; 15 - гильза
Рис. 26. Двухтактный дизель ЯАЗ-204 (поперечный разрез): 16 - поршневой палец; 17 - роторы нагнетателя; 18 - маслоприемник; 19 - нижняя часть картера; 20 - шатун; 21 - вал уравновешивающего устройства; 22 - выпускной трубопровод; 23 - коромысло; 24 - воздухоочиститель; 25 - штанга (остальные детали обозначены теми же номерами, что и на рис. 25)