Когда дело дошло до создания дизельных машин, задача усложнилась еще больше: как превратить машину с пониженной мощностью с шумной и дымной "репутацией" в быстроходную машину с более тихим и эффективным двигателем, отвечающую нормам охраны окружающей среды. Результаты были действительно вдохновляющими. Турбонаддув увеличивает мощность дизельной машины на 50%, понижая потребление топлива на 20—25%! Кроме того, раз турбина приводится в движение горячими газами, которые выходят из выхлопной трубы, ей не нужен какой-либо специальный привод. Какой прекрасный пример вторичного использования ресурсов!
Не пугайте турбонаддув с компрессорным наддувом. Компрессор наддува — это насос, который сжимает горючую смесь и подает ее в цилиндры бензинового двигателя. Компрессоры наддува обычно имеют ременной привод от двигателя и для увеличения мощности двигателя используют энергию двигателя. Так как они не экономят топливо, то в основном используются для увеличения скорости мощных, но при этом очень прожорливых автомобилей.
Увеличить мощность и характеристики обычных машин можно, купив и установив турбонаддув. Однако турбонаддув дает значительную нагрузку на детали двигателя, которая не была предусмотрена при их проектировании. И если вы решите повысить мощность своего старого и верного друга таким способом, перед этим необходимо тщательно взвесить ситуацию. Некоторые владельцы достигли невероятного успеха, и их двигатели спокойно это пережили: другие были не настолько удачливы. В общем, я никогда не рискнула бы оснастить двигатель старой машины турбонаддувом и не стала бы латать старые дыры. Если старый и верный друг уже не может скрывать груз прожитых лет, резоннее избавиться от старой рабочей клячи и купить новую и резвую турболошадку!
Углубляемся в турбонаддув
Если вы хотите узнать больше о турбонаддуве, читайте дальше.
1. Как обычно, горячие выхлопные газы выходят из выпускного коллектора. Но вместо того чтобы сразу пройти через выхлопную систему и выйти через выхлопную трубу на улицу, они сначала проходят через турбину, приводя ее в движение.
2. На валу турбины установлено специальное компрессорное колесо, которое вдувает в дизеле свежий отфильтрованный воздух в цилиндры В бензиновой машине больше воздуха поступает в карбюратор или дроссель, в результате в цилиндры поступает большее количестве горючей смеси.
3. Лишние и использованные выхлопные газы из турбины направляются прямо в выхлопную систему, продолжают путь к выхлопной трубе и традиционным образом удаляются в атмосферу
4. Чем больше нагрузка на двигатель, тем горячее выхлопные газы и тем быстрее они вращают турбину. Чем быстрее она вращается, тем больше воздуха нагнетается в цилиндры и тем быстрее работает двигатель. Этот уникальный способ превращения энергии выхлопных газов в механическую энергию чем-то напоминает карусель.
Звучит просто, не правда ли? Обычно первый принцип, который познает инженер, - это "чем проще, тем лучше", или, как говорят дзен-буддисты: "Меньше - это больше". (Экология, инженерия и философия — все в нескольких абзацах!).