В случае запуска при температуре ниже +5°С необходимо предварительно прогреть дизель или заливкой горячего масла в картер и воды в систему охлаждения, или применением специальных подогревательных устройств. После прогрева системы охлаждения до температуры не ниже 30°С рекомендуется провернуть коленчатый вал специальным ключом за шестигранную головку болта крепления шкива коленчатого вала. Это обеспечивает предварительную смазку трущихся поверхностей и уменьшает мощность, необходимую для проворачивания коленчатого вала в первый момент.
Для использования электрофакельного подогревательного устройства необходимо повернуть полупрозрачную рукоятку включателя катушки зажигания по часовой стрелке. Рукоятка включателя расположена перед водителем на щитке. При включении катушки зажигания сквозь полупрозрачную рукоятку виден свет лампочки красного цвета.
После включения зажигания водитель нажимает на педаль подачи топлива, ставя ее в положение максимальной подачи, и на кнопку включения стартера. Одновременно производится 4—5 качаний ручным насосом электрофакельного устройства (насос расположен на щитке перед водителем).
Как только дизель качал работать, пусковое зажигание выключается, а рукоятка пускового насоса полностью вдвигается. Первые 4—5 минут дизель должен работать на холостом ходу при числе оборотов 1000 в минуту. Затем число оборотов увеличивается до 1500 в минуту. Работа на этом режиме должна продолжаться до тех пор, пока вода не прогреется до 40°С.
Запуск тракторных дизелей, оборудованных пусковыми карбюраторными двигателями, осуществляется значительно сложнее. Рассмотрим, например, запуск дизеля КДМ-46.
Процесс запуска состоит из следующих операций: запуск пускового двигателя, запуск дизеля, остановка пускового двигателя и проверка работы дизеля.
Запуск пускового двигателя осуществляется следующим образом. Открывается кран подачи бензина из бака к пусковому двигателю, .включается зажигание и рычаг регулятора пускового двигателя ставится на защелку. При этом положении рычага регулятора дроссельная заслонка в карбюраторе оказывается в прикрытом положении, соответствующем запуску двигателя. Закрывается воздушная заслонка карбюратора. Это обеспечивает обильную подачу бензина карбюратором, что необходимо для запуска карбюраторного двигателя.
Затем коленчатый вал проворачивается пусковой рукояткой. Действовать пусковой рукояткой следует не плавно, а рывком, в момент, когда происходит сжатие в цилиндрах и ощущается противодействие вращению рукоятки.
Длительное вращение коленчатого вала при закрытой воздушной заслонке недопустимо, так как попадание во впускную систему карбюраторного двигателя чрезмерно большого количества бензина делает невозможным запуск двигателя и ведет к быстрому его износу. Прогретый двигатель запускается без помощи воздушной заслонки.
Как только пусковой двигатель начнет работать, пусковая рукоятка вынимается и двигатель прогревается работой на малых и средних оборотах. При этом благодаря тому, что система охлаждения пускового двигателя и дизеля общая, вода в системе охлаждения дизеля подогревается, а впускной трубопровод дизеля обогревается отработавшими газами пускового двигателя.
После прогрева пускового двигателя и дизеля приступают непосредственно к запуску дизеля. Рычаг декомпрессора ставится в пусковое положение. Клапаны в цилиндрах дизеля при этом закрыться не могут и противодавление при сжатии будет небольшим. Рычаг подачи топлива ставится в крайнее переднее положение, соответствующее выключению подачи.
Через редуктор и сцепление соединяют коленчатые валы пускового двигателя и дизеля. Для этого в теплое время года рычаг редуктора ставится в положение «Ускорен», а зимой — в положение «Замедлен». Это соответствует включению одной из передач редуктора. Рычаг механизма включения оттягивается на себя, благодаря чему шестерня механизма включения входит в зацепление с венцом маховика дизеля. Затем, плавно поворачивая рычаг, включают сцепление пускового двигателя, и коленчатый вал дизеля начинает вращаться.
После того как пусковой двигатель начнет вращать коленчатый вал дизеля со скоростью 200—300 об/мин, рычаг декомпрессора ставится в среднее, а затем в рабочее положение. Механизм декомпрессора при этом выключается, в цилиндрах дизеля происходит нормальное сжатие воздуха. Высокая температура воздуха при сжатии обеспечивает предварительный прогрев стенок цилиндров и камер сгорания.
Далее включается подача топлива, для чего рычаг подачи переводится на половину хода на себя.
Как только дизель начнет работать, выключается муфта сцепления пускового двигателя и останавливается пусковой двигатель. Для этого перекрывается кран подачи бензина из бака, а после выработки двигателем бензина и его остановки выключается зажигание.
После запуска дизеля необходимо проверить, правильно ли он работает. Для этого проверяется давление масла в системе смазки по показанию манометра и работа дизеля вхолостую в течение 5 минут на малых и средних оборотах и 5 минут на максимальных. Если дизель работает равномерно, без стуков и посторонних шумов, его переводят на работу под нагрузкой.
При запуске дизеля зимой, кроме указанного, необходимо предварительно заправить систему охлаждения горячей водой и систему смазки горячим маслом, а также использовать электрофакельный подогрев.
Перед остановкой дизеля следует уменьшить нагрузку, снизить обороты коленчатого вала до 1200 в минуту и поработать вхолостую 3—5 минут. Педаль подачи топлива устанавливается в положение минимальной подачи, а затем подача топлива прекращается.