2. Снять кожух вентилятора охлаждения и для облегчения доступа — вентилятор (см. главу 2).
Для двигателей В200/В230 вентилятор со шкивом должен быть снят в любом случае. Снять вспомогательные ремни (глава 2, раздел 14).
3. Снять крышку приводного ремня распредвала На некоторых двигателях она состоит из двух частей; нижняя половина может быть снята позже.
4. Используя накидной ключ, надетый на болт шкива коленвала, провернуть двигатель до верхней мертвой точки (ВМТ), в которой цилиндр N1 находится в конце такта сжатия. В этом положении метка на звездочке распредвала совпадает с меткой на его крышке или на направляющей планке звездочки (фото).
Фото 6.4. Установочные метки на звездочке распредвала и на его крышке
5. Кроме того, на одной линии должны быть отметки на звездочке распредвала и на передней масляной прокладке (отметка на шкиве не может быть использована, так как она должна совпадать с метками на крышке, которая должна быть снята), а также отметки на звездочке промежуточной оси, которые определяют установку угла опережения зажигания.
Рис. 1.4. Установочные метки на звездочках в положении ВМТ цилиндра N1 в конце такта сжатия
6. Снять шкив распредвала. На двигателях В21/В23 шкив закреплен шестью болтами, которые сложно снять, не выводя двигатель из ВМТ; на двигателях В200 и В230 шкив закреплен одним центральным болтом, который затянут достаточно сильно (фото).
Фото 6.6. Снятие шкива коленвала (В21 /В23)
7. Чтобы предохранить двигатели В200/В230 от прокручивания в момент снятия болта, снять стартер и с помощью ассистента заклинить рычагом кольцевое зубчатое колесо стартера.
Рис. 1.5. Шкив распредвала со звездочкой (двигатели В200/В230)
8. Проверить совпадение всех установочных меток после снятия шкива (для двигателей всех типов).
9. Для двигателей с крышками приводных ремней — снять нижнюю крышку.
10. Ослабить гайку шкива натяжного устройства приводного ремня распредвала (фото), затем сильно нажать рукой на ремень, чтобы зажать пружину натяжного устройства и завернуть гайку на шкиве. В таком положении натяжение ремня ослабнет и его можно снять со звездочки распредвала.
Фото 6.10. Ослабить болт натяжного устройства
Если состояние ремня удовлетворительное и его можно повторно использовать, следует отметить на нем направление вращения, чтобы его можно было затем установить в прежнее положение.
11. Во избежание ударов клапанов и поршней, при снятом ремне нельзя проворачивать распредвал или коленвал.
12. Проверить приводной ремень на загрязнение его маслом или смазкой, растрескивание или износ. (В случае необходимости — заменить (раздел 8)).
13. Проверить ролик натяжного устройства, быстро его вращая. Если ощущаются неровности или значительный люфт, заменить его (раздел 8).
14. Перед установкой нового ремня еще раз проверить совпадение установочных отметок.
15. Надеть ремень на звездочку распредвала и ролик натяжного устройства; в случае использования старого ремня учесть направление его прежнего вращения. Две линии на внешней стороне ремня должны быть напротив метки на звездочке распредвала.
16. Проверить в последний раз совпадение меток перед тем, как отпустить гайку натяжного устройства. Отпустить гайку, дать возможность натяжному устройству занять естественное положение, затем затянуть гайку.
17. Установить, где необходимо, нижнюю крышку ремня, затем установить шкив коленвала. На двигателях В200/В230 вновь требуется принять меры против возможного проворачивания. Проверить совмещение шпильки или штыря, используемых в двигателях обоих типов.
18. Для всех типов двигателей: дважды провернуть коленвал до ВМТ. Проверить совпадение всех установочных меток. Если есть несовпадение — повторить процедуру.
19. Установить крышку ремня, вспомогательные ремни, шкивы, вентилятор и т. д.
20. Завести двигатель, довести температуру до нормальной, затем заглушить двигатель.
21 Снять с предохранительной крышки заглушку болта натяжного устройства приводного ремня распредвала (фото) и отпустить его, затем вновь затянуть болт и поставить заглушку.
Фото 6.21. Заглушка болта натяжного устройства
22. Проверить угол опережения зажигания (глава 4, раздел 14).
23. Если установлен новый ремень, то повторить пункт 21 после 1000 км пробега.