2. Отвинтить гайки и снять крышку распредвала. Отсоединить провод заземления под гайками. Снять прокладку.
3. С помощью накидного ключа, надетого на болт шкива коленвала, поворачивать коленвал до верхней мертвой точки, пока цилиндр N1 не окажется в конце такта сжатия. Вывинтить свечи, чтобы облегчить проворачивание двигателя. Цилиндр N1 находится на верхней мертвой точке при сжатии. При этом отметка на блоке распредвала находится на одном уровне с нулевой отметкой шкалы, так что оба рабочих выступа кулачков расположены вверх под углом. Цилиндры пронумерованы от 1 до 4, начиная от передней части двигателя (см. также раздел 6, параграф 4).
4. На двигателе, находящемся в этом положении, замерить и записать величину зазора между основанием переднего кулачка и верхней поверхностью регулировочной шайбы толкателя под ним Это следует делать, используя различные толщинометры, до тех пор, пока инструмент не будет свободно входить и вытаскиваться.
5. Повторить измерение на втором кулачке и снова зафиксировать величину зазора (см. фото).
Фото 5.5. Измерение зазоров клапанов
6. Повернуть коленвал на 180° до тех пор. пока кулачки цилиндра N3 не займут верхнее положение. Повторить измерение на этих клапанах.
7 Провернуть двигатель еще на 180° и повторить операцию для цилиндра N4, затем еще на 180'и провести измерения для цилиндра N2.
8. Сравнить сделанные измерения с требуемыми (см. начало гл. 1) и. если они удовлетворительны, провести сборку. Если нет, отрегулировать зазоры по следующей схеме:
9. Облегчает задачу специальный инструмент Volvo для снятия регулировочных шайб. Однако можно пользоваться и вспомогательным клиновидным инструментом (фото), который вставляется между распредвалом и краем толкателя так. чтобы он вдавливался в пружину клапана, а регулировочная шайба могла бы быть свободно снята (фото).
Фото 5.9А. Клиновидный инструмент для толкателей клапанов | Фото 5.9Б. Утапливание толкателя с использованием клиновидного инструмента |
10. Повернуть кулачок так, чтобы отметка на крае кулачка была обращена в сторону двигателя.
11. Отжать толкатель любым из выбранных методов и зажать его внизу так. чтобы прокладку на верху толкателя можно было снять с помощью щипцов с узкими губами ("утконосов"). Отпустить толкатель. Измерить и записать толщину регулировочной шайбы.
Фото 5.11 Снятие регулировочной шайбы
12. Рассчитать требуемую толщину регулировочной шайбы по следующей схеме:
- Зазор (номинальный) (по спецификации) (А) = 0,40 мм
- Зазор (измеренный) (В) = 0,28 мм
- Толщина снятой прокладки (С) = 3,95 мм
- Толщина прокладки (требуемая) = С-А+В = 3,83 мм
В этом примере требуемая толщина регулировочной шайбы должна быть 3.85 мм или 3.80 мм, что дает зазор 0.38 мм или 0.43 мм.
Размеры запасных шайб даны в метрической системе, поэтому расчеты требуемой толщины следует вести также в метрической системе.
13. Смазать новую шайбу перед ее установкой в торцевой паз толкателя. Установку шайбы проводить таким образом, чтобы сторона с маркировкой оказалась внизу (фото). Опустить толкатель и проверить, правильно ли встала шайба.
Фото 5.13. Маркировка толщины регулировочной шайбы
14. Повторить ту же операцию для другого толкателя и для других клапанов в последовательности, описанной в пунктах 3-7. Нельзя проворачивать коленвал со снятыми регулировочными шайбами, так как кулачки могут заклиниться в толкателе.
15. После расчета толщины регулировочных шайб и установки новых, провернуть двигатель несколько раз (используя стартер или болт распредвала) и еще раз проверить величину поршневых зазоров.
16. Перед установкой крышки коленвала проверить герметичность полукруглой резиновой прокладки в задней части головки цилиндров (только для двигателей В21 и В23). Если имеются следы протечек масла, заменить прокладку. Учитывать, что некоторые детали установлены под контргайками (провода заземления, датчик зажигания, крепежные скобы проводов высокого напряжения) (фото).
Фото 5.16. Убедитесь, что полукруглая прокладка на месте
17. Подсоединить провода высокого напряжения, вакуумные шланги и т д., завести двигатель и проверить, нет ли протечек из под крышки распредвала.
Фото 5.17А. Установка прокладки крышки клапанов | Фото 5.17Б. Провод заземления между крышкой клапанов и перегородкой |
Фото 5.17В. Датчик зажигания | Фото 5.17Г Свечные провода высокого напряжения и крепежная скоба |