2. Для этого следует использовать деревянный скребок или мягкую проволочную щетку, так как головка, изготовленная из алюминия, мягкая и может быть легко поцарапана. (Щетку для снятия краски хорошо использовать для удаления старых наслоений и остатков прокладки головки цилиндров. При этом сама головка не будет повреждена).
3. В конце операции вымыть головку чистым парафином и продуть насухо, вычистив все каналы системы охлаждения и направляющие втулки клапанов.
4. Расположив прямое лезвие (кромку) по диагонали поперек верхней поверхности головки цилиндра от одного до другого угла, всунуть конец щупа между прямым лезвием и головкой для того, чтобы удостовериться в отсутствии деформации. Повторить по другой диагонали и в трех местах по ширине головки. Допуски даны в спецификациях. Если имеются деформации головки отдать ее для шлифовки специалистам. При этом следует иметь ввиду минимально допустимую высоту головки, которая также приведена в спецификациях.
5. Взять по очереди каждый клапан и счистить углеродный налет со штоков и фасок клапанов. Проверить фаски клапанов на наличие следов выгорания или точечной коррозии.
6. Тем же образом проверить седла клапанов в головке цилиндров. Небольшие царапины и точечная коррозия с клапанов седел удаляется шлифовкой, но в более серьезных случаях необходима перешлифовка, которую могут выполнить только специалисты.
7. Вставить по очереди клапаны в направляющие и проверить их износ. Для этого лучше использовать специальный инструмент. Допустимая величина зазора — 1.0-2.0 мм. Для проверки износа — покачать шток в направляющей. Допуски даны в спецификациях.
Рис. 1.9. Специальный инструмент для установки маслосъемных колпачков
8. Если износ превышает допустимые значения, попробовать вставить другой клапан; если это не помогает, значит направляющие сношены и нуждаются в восстановлении. Это работа для специалиста.
9. Далее клапана необходимо установить в седла, чтобы их притереть (если используются новые) или улучшить посадку старых.
10. Перевернуть и поставить головку цилиндров на два деревянных бруска достаточной высоты, чтобы клапаны можно было вставить в направляющие.
11. Нанести небольшое количество шлифовальной пасты на верхнюю поверхность седла и вставить инструмент для шлифовки в клапан. Полу-вращательными движениями притереть головку клапана к седлу, время от времени приподнимая ее для перераспределения пасты. Когда на седле и на внешней стороне клапана будет ровная темная поверхность, счистить пасту и повторить операцию с использованием тонкой пасты.
Операцию можно считать законченной, когда поверхность седла и клапана приобретет характерный вид со сплошным кольцевым рисунком (фото).
Фото 12.11А. Нанесение шлифовальной пасты на клапан | Фото 12.11Б. Шлифовка клапаном |
12. Удалить все следы шлифовальной пасты с клапана, седла клапана и штока клапана, промыв их в парафине и продув насухо. Особенно важно, чтобы не оставалось никаких следов шлифовальной пасты. На этой же стадии следует также продуть каждую из канавок смазки подшипников распредвала для удаления любых следов осадка и стружки.
13. Измерить общую длину пружины клапана в свободном и, если возможно, в сжатом состоянии и сравнить со спецификациями. Слабые пружины должны быть заменены. Если они прослужили долгое время, их следует заменить.
14. Прокладки штоков впускных клапанов должны быть заменены в любом случае. Следует учесть, что существует два типа прокладок и нужно пользоваться прокладками только более нового типа.