Зубчатый ремень необходимо заменять строго в соответствии с графиком технического обслуживания или чаще, особенно, если он загрязнен маслом.
После снятия зубчатого ремня проверьте состояние водяного насоса (на отсутствие утечек охлаждающей жидкости). Это может исключить снятие зубчатого ремня через некоторое время, если водяной насос выйдет из строя.
Перед снятием зубчатого ремня приобретите или изготовьте самостоятельно, как описано ранее, специальные инструменты для установки газораспределительного механизма и коленчатого вала двигателя в исходное положение. Не снимайте зубчатый ремень без специальных инструментов.
Снятие
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите ремни привода навесного оборудования (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Расположение ремней привода навесного оборудования: 1 - ремень привода насоса усилителя рулевого управления; 2 - ремень привода компрессора системы кондиционирования воздуха; 3 - ремень привода генератора
Снимите воздушный фильтр, воздухозаборный патрубок и резонатор (глушитель шума поступающего в двигатель воздуха).
За болт крепления шкива проверните коленчатый вал двигателя в направлении его рабочего вращения до тех пор, пока метка (1, рис. 2.6), расположенная на шкиве привода ремней навесного оборудования, не будет располагаться со стороны, противоположной датчику частоты вращения/верхней мертвой точки (2). Это поможет установить поршни в исходное положение.
Рис. 2.6. Установка метки (1) на шкиве привода ремней навесного оборудования в положение, противоположное датчику частоты вращения/верх-ней мертвой точки (2)
Выверните три болта и снимите шкив ремней привода навесного оборудования.
Выверните центральный болт крепления нижнего кожуха зубчатого ремня (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Выворачивание центрального болта крепления нижнего кожуха зубчатого ремня
Выверните верхний болт крепления верхнего кожуха зубчатого ремня и болт крепления задней части кожуха, расположенные над генератором (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Выворачивание верхнего болта крепления верхнего кожуха зубчатого ремня
Освободите из зажима на верхнем кожухе провод датчика ВМТ, затем отведите кожух в сторону и достаньте разъем датчика из паза в кожухе (рис. 2.9, 2.10).
Рис. 2.9. Отсоединение провода датчика ВМТ из зажима на верхнем кожухе зубчатого ремня | Рис. 2.10. Извлечение разъема датчика ВМТ из паза верхнего кожуха зубчатого ремня |
Освободите провод датчика ВМТ от верхнего и нижнего кожухов зубчатого ремня и снимите кожухи (рис. 2.11,2.12).
Рис. 2.11. Снятие верхнего кожуха зуб чатого ремня | Рис. 2.12. Снятие нижнего кожуха зубчатого ремня |
Отсоедините трос акселератора от кулачка дроссельной заслонки, снимите зажим крепления оболочки троса и извлеките оболочку троса из уплотнительного кольца кронштейна.
Отсоедините разъемы от потенциометра положения дроссельной заслонки и шагового двигателя регулировки холостого хода. Отсоедините разъем от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного во впускном коллекторе под дроссельным узлом, и отсоедините вакуумный шланг от вакуумного усилителя тормозов.
Отсоедините разъемы от топливных форсунок датчика температуры поступающего в двигатель воздуха, затем отсоедините вакуумный шланг от регулятора давления топлива и шланг очистки канистры с активированным углем.
Ключом USAG ТХ27 выверните два болта крепления верхней секции впускного коллектора к нижней секции. Достаньте высоковольтные провода из канавки верхней секции впускного коллектора и снимите верхнюю секцию вместе с дроссельным узлом,
Выверните два болта, крепящие топливную магистраль к нижней секции впускного коллектора, и извлеките топливные форсунки из коллектора. Снимите топливную магистраль вместе с форсунками и шлангом подачи топлива и переместите ее в сторону.
Выверните болты, крепящие кронштейн блока управления двигателем к кузову, и, не отсоединяя разъем, переместите блок управления в сторону.
Выверните свечи зажигания.
Выверните две пробки, закрывающие отверстия для установки инструментов, блокирующих распределительные валы.
В каждое отверстие для свечи зажигания вверните самостоятельно изготовленные инструменты для установки поршней в середине их хода.
За болт крепления шкива проверните коленчатый вал двигателя в одну и другую стороны так, чтобы все четыре стержня выступали из головки цилиндров на одинаковую высоту. При проворачивании коленчатого вала два стержня будут перемещаться вниз, а два других стержня будут выдвигаться вверх. Лучший способ проверки равномерности выступания стержней состоит в том, чтобы установить металлическую линейку на верхние торцы стержней (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Использование линейки для проверки равномерности выступания стержней из головки цилиндров
После установки поршней в середине их хода отверткой, вставленной в отверстие в верхней секции головки цилиндров, проверьте, что паз на распределительном валу выпускных клапанов совмещен с отверстием для установки бло-<ировочного инструмента. Если паз распределительного вала не совмещен с зтверстием, проверните коленчатый вал на один оборот и с помощью линейки установите верхние торцы стержней на одном уровне. Повторно проверьте совмещение паза распределительного вала выпускных клапанов с отверстием для установки блокировочного инструмента. Имейте в виду, что поршни могут -находиться в середине своего хода два оаза для каждого цикла двигателя, однако паз распределительного вала будет правильно совмещен только один раз за цикл работы двигателя.
Через отверстия в верхней секции головки цилиндров вверните инструменты, блокирующие распределительные валы. Для установки инструментов в пазы распределительных валов, возможно, потребуется немного повернуть коленчатый вал в одну и другую стороны.
Для уменьшения натяжения зубчатого ремня ослабьте гайку крепления ролика натяжного устройства (рис. 2.14).
Рис. 2.14. Расположение гайки крепления натяжного ролика зубчатого ремня
Если зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, краской белого цвета отметьте направление его вращения. Если при установке зубчатый ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению. Снимите зубчатый ремень со шкивов двигателя. После снятия зубчатого ремня не проворачивайте коленчатый вал двигателя.
Тщательно проверьте состояние зубчатого ремня на наличие неравномерного износа, расслоения или попадания на чего моторного масла. Обратите особое внимание на основания зубьев. При наличии любых дефектов на зубчатом ремне его необходимо заменить. Если проводится капитальный ремонт двигателя, замените зубчатый ремень независимо от его состояния. Стоимость нового ремня незначительна по сравнению со стоимостью возможного ремонта в результате разрыва ремня в процессе последующей эксплуатации. При наличии на ремне следов моторного масла определите и устраните источник утечки масла. Очистите от остатков моторного масла зону расположения зубчатого ремня и все связанные с ним элементы.
Установка
Перед установкой зубчатого ремня очистите шкивы зубчатого ремня. Проверьте состояние и плавность вращения шкива механизма натяжения и, при необходимости, замените его.
Перед установкой зубчатого ремня специальным инструментом заблокируйте шкив распределительного вала от проворачивания и отверните болт крепления шкива, так как при установке ремня шкив должен свободно проворачиваться на распределительном валу (рис. 2.15).
Рис. 2.15. Использование специального инструмента для блокирования от проворачивания шкива распределительного вала при отворачивании болта его крепления: 1 - распределительный вал; 2 - специальный инструмент для блокирования распределительного вала
Проверьте, что все поршни находятся в середине своего хода и распределительные валы заблокированы специальными инструментами.
Последовательно установите зубчатый ремень на шкив коленчатого вала, шкив водяного насоса и шкив распределительного вала и в последнюю очередь на ролик механизма натяжения, при этом стрелка на ремне должна совпадать с направлением вращения ремня
Пассатижами для стопорных колец или специальным инструментом FIAT1860987000, вставленными в два отверстия ролика механизма натяжения, поверните ролик до момента, пока все ветви ремня не будут туго натянуты (рис. 2.16). Удерживая ролик в этом положении, затяните гайку крепления ролика.
Рис. 2.16. Использование пассатижей для поворачивания ролика механизма натяжения ремня
Специальным инструментом заблокируйте шкив распределительного вала от проворачивания и затяните болт крепления шкива (см. рис. 2.15).
Снимите специальные инструменты FIAT 1860992000 для установки поршней в середине хода и FIAT 1860985000 для блокирования распределительных валов и проверните коленчатый вал двигателя на два оборота в нормальном направлении вращения.
Ослабьте гайку крепления механизма натяжения и специальным инструментом FIAT1860987000 поверните механизм натяжения так, чтобы совместился указатель с контрольной меткой на лицевой стороне ролика (рис. 2.17). Удерживая ролик в этом положении, затяните гайку требуемым моментом.
Рис. 2.17. Использование специального инструмента FIAT186098700 для поворота механизма натяжения и совмещение указателя (1) с контрольной меткой (2) на лицевой стороне ролика
Проверните коленчатый вал двигателя на два оборота в нормальном направлении вращения. Установите специальные инструменты FIAT 1860992000 для установки поршней в середине хода и FIAT 1860985000 для блокирования распределительных валов и убедитесь в правильности установки механизма газораспределения.
Снимите специальные инструменты FIAT 1860992000 для установки поршней в середине хода и FIAT 1860985000 для блокирования распределительных валов и вверните на место пробки с новыми уплотнительными кольцами.
Вверните свечи зажигания.
Установите на место блок управления двигателем и закрепите болтами.
Замените уплотнительные кольца топливных форсунок и смажьте их небольшим количеством вазелина. Установите форсунки и топливную магистраль на нижнюю секцию впускного коллектора и закрепите двумя болтами.
Установите верхнюю секцию впускного коллектора и закрепите двумя болтами.
Подсоедините электрические разъемы к топливным форсункам, датчику температуры воздуха, затем подсоедините вакуумный шланг к регулятору давления топлива и шланг к клапану очистки канистры с активированным углем.
Подсоедините электрические разъемы к потенциометру положения дроссельной заслонки, шаговому двигателю регулировки холостого хода и датчику температуры охлаждающей жидкости. Подсоедините вакуумный шланг к вакуумному усилителю тормозов.
Установите и отрегулируйте трос акселератора.
Установите верхний и нижний кожухи зубчатого ремня вместе с датчиком ВМТ.
Установите шкив коленчатого вала и закрепите тремя болтами.
Установите воздушный фильтр, воздухозаборный патрубок и резонатор (глушитель шума поступающего в двигатель воздуха).
Установите ремни привода навесного оборудования.
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.