Рис. 12.1. Генератор Bosch: 1. Выпрямитель (плюс диодная пластина); 2. Намагничивающий выпрямитель; 3. Щеткодержатель; 4. Торцевой щиток со стороны контактных колец; 5. Выпрямитель (отрицательные диоды); 6. Статор; 7. Ротор; 8. Торцевой щиток со стороны привода; 9. Вентилятор; 10. Шкив.
Рис. 12.2. Генератор SEV: 1. Щеткодержатель; 2. Изолирующие диоды с держателем; 3. Торцевой щиток со стороны контактных колец; 4. Выпрямитель (силиконовые диоды); 5. Статор; 6. Ротор; 7. Торцевой щиток со стороны привода; 8. Вентилятор.
Рис. 12.3. Генератор SEV последнего типа: 1. Подсоединения; 2. Торцевая крышка; 3. Выпрямитель; 4. Статор; 5. Подшипник; 6. Щеткодержатель; 7. Регулятор зарядки; 8. Ротор; 9. Торцевой щиток со стороны привода; 10. Вентилятор; 11. Шкив; 12. Шпонка.
1. Мы рекомендуем во всех случаях не прибегать к переборке неисправного генератора, а заменить его новым.
2. Рекомендуется свести техническое обслуживание генератора к замене щеток (процедура дана ниже в этом же разделе). Для тех, кто все же хочет самостоятельно отремонтировать генератор, приводим общие указания, которые следует использовать вместе с рисунками, иллюстрирующими устройство генераторов различных типов, и данными Спецификаций.
Замена щеток
3. Щеткодержатель установлен снаружи генератора и на некоторых моделях может быть заменен без его снятия (следует только предварительно отсоединить аккумулятор).
4. Если вам необходимо снять генератор, следует отсоединить сначала минусовой провод аккумулятора и после этого снять генератор.
5. Вывернуть винты, крепящие щеткодержатель к задней поверхности генератора (см. фотографию).
Фотография 9.5. Снятие винтов, крепящих щеткодержатель/регулятор напряжения
6. Измерить величину выступания каждой из щеток из щеткодержателя, и если она меньше минимальной допустимой величины (см. Спецификации), щетки нуждаются в замене (см. фотографию).
Фотография 9.6. Видны щетки, выступающие из щеткодержателя
7. Замена щеток производится с использованием паяльника, и мы хотим подчеркнуть, что если вы не умеете им пользоваться, вы можете повредить регулятор напряжения, который на последних моделях стоит вместе с щеткодержателем.
8. Отпаять проводку от щеток и припаять ее к новым щеткам. По окончанию проверить, чтобы щетки свободно вдвигались в щеткодержатель и выдвигались из него. Проверить также, чтобы щетки были изолированы друг от друга (см. ниже переборку генератора).
9. Очистить контактные кольца с помощью ткани, смоченной метилированным спиртом. Осмотреть кольца (см. ниже переборку генератора).
10. Установить щеткодержатель назад на генератор и либо подсоединить провода генератора, либо установить генератор на место (см. раздел 8).
Переборка генератора
11 Снять генератор, если это еще не сделано (см. раздел 8).
12. Снять щеткодержатель (см. выше).
13. Заблокировать колесо шкива от проворачивания с помощью старого ремня вентилятора и вывернуть гайку шкива.
14 Если она плохо идет, может оказаться необходимым снять колесо шкива с помощью съемника. Обратите внимание на положение всех шайб и распорных колец и при сборке установите их на те же самые места. Проследите за тем, чтобы не потерять шпонку, которая фиксирует колесо шкива на валу.
15. Снять охлаждающий вентилятор.
16. Вывернуть 2 болта, крепящих вместе половины генератора, и снять его торцевой щиток со стороны привода, удерживая генератор в тисках за ведущий вал. При разъединении половин генератора с помощью отверток следите за тем, чтобы не вставлять их глубже, чем на 2 мм. т.к. в противном случае вы можете повредить обмотку статора.
17. Снять прижимную планку, удерживающую подшипник ротора в торцевом щитке со стороны привода, и выбить наружу подшипник, осторожно постучав по валу ротора деревянным молотком.
18. В случае генератора SEV отсоединить держатель изолирующего диода, вывернув и сняв гайки и шайбы на клемме "61" и соответствующие гайки и шайбы с другой стороны изолирующего диода. После этого можно отсоединить выпрямитель от торцевого щитка со стороны контактных колец и вытащить обмотку статора вместе с все еще присоединенным к ней выпрямителем. Отсоединить торцевой щиток.
19. В случае генератора Bosch отпаять выводы обмотки статора от клемм на торцевом щитке со стороны контактных колец, пометив выводы и клеммы, чтобы впоследствии не перепутать их После этого можно снять с щитка обмотку статора. Снять с торцевого щитка со стороны контактных колец положительный диод, намагничивающий выпрямитель и отрицательный диод и отсоединить щиток от статора.
Подшипники
20. Как правило, подшипники ротора после разборки генератора остаются на вале ротора, хотя иногда они могут остаться и на торцевых щитках. Если эти подшипники открытого типа, их следует снять с вала или торцевого щитка, тщательно очистить в уайт-спирите и осмотреть на следы износа и истирания, дефекты и голубые пятна. При обнаружении чего-либо подобного, или при наличии ощутимого люфта в подшипнике, последний должен быть заменен. Если подшипники в хорошем состоянии, их следует смазать и оставить для дальнейшего использования.
21. Если подшипники являются закрытыми, следует проверить их на люфт и плавность работы и заменить в случае каких-либо сомнений в состоянии подшипника.
Щетки и контактные кольца
22. С помощью тестерной лампы на 12 В и батарейки проверить, чтобы щетки были изолированы друг от друга (т.е. лампа, подсоединенная между щетками, не должна загореться). Проверить состояние мест подсоединения щеток к клеммам щеткодержателя: лампа, подсоединенная между щеткой и соответствующей клеммой щеткодержателя, должна загореться. (Последнее испытание не применимо к моделям со встроенным регулятором).
23. Минимальная длина щеток (той их части, которая выступает из щеткодержателя) не должна быть меньше величины, указанной в Спецификациях.
24. Контактные кольца должны иметь гладкую поверхность Вы можете обработать их очень мелкой стеклянной шкуркой (но не наждачной бумагой), тщательно удалив все следы шкурки по окончанию работы. Если кольца обгорели или повреждены, их можно обработать на токарном станке при условии, что минимальный диаметр колец будет выдержан (см. Спецификации).
Проверка ротора
25. Осмотреть контактные кольца (см. выше).
26. Осмотреть обмотку ротора на разрывы или поврежденную изоляцию.
27. Проверить изоляцию между обмоткой и рамой, подсоединив тестерную лампу с батарейкой между рамой и одним из контактных колец. Лампа не должна загореться.
28. Измерить сопротивление между контактными кольцами с помощью омметра или мультиметра. Оно должно соответствовать Спецификациям.
Проверка статора
29. Тщательно осмотреть обмотку на следы обгорания. Их наличие говорит о коротком замыкании в обмотке, при котором необходимо заменить или перемотать статор.
30. Подсоединить тестерную лампу с батарейкой между одной из клемм обмотки и рамой: лампа не должна загореться. При самом слабом свечении лампы статор необходимо заменить.
31 С помощью омметра или мультиметра измерить сопротивление между каждой парой выводов обмотки (в случае генератора Bosch имеется два вывода, подсоединенных к диодам, а не к нейтральной точке "звезды", к которой подходят три провода) Присутствие диодов на обмотке статора SEV не влияет на результаты проверки, если только диоды исправны Замеры для трех пар выводов должны дать одну и ту же величину сопротивления (с разницей не более 2%, см. Спецификации).
Проверка диодов
32. Диод представляет собой устройство, пропускающее электрический ток только в одну сторону. На схемах (например рис. 12.4 и 12.5) направление, в котором диод пропускает ток, указывается короткой стрелкой. Электрический ток идет от "плюса" к "минусу", так что если вы подсоедините положительный вывод вашего тестера к основанию стрелки, а его отрицательный вывод — к ее острию, ток потечет через тестер и лампа загорится. Если вы поменяете выводы местами, лампа гореть не будет. Как правило, не стоит волноваться о том, как вы подсоединили тестер: если лампа горит при одном порядке подсоединения и не горит при противоположном, значит диод исправен. При неисправности диода лампа либо загорается в обоих случаях, либо вообще не горит. Имейте в виду, что положительное напряжение на выпрямительном диоде присутствует на острие стрелки. Диоды группируются так, чтобы получить положительное напряжение на корпусе или на центральном выводе генератора (в зависимости от того, что требуется).
Рис. 12.4. Электрическая схема генератора SEV раннего типа: 1. Аккумулятор; 2. Индикатор зарядки; 3. Предохранитель; 4. Выключатель зажигания; 5. Статор; 6. Обмотка возбуждения; 7. Генератор; 8. Регулятор.
Рис. 12.5. Электрическая схема генератора Bosch раннего типа: 1. Аккумулятор; 2. Предохранитель; 3. Индикатор заряда; 4. Выключатель зажигания; 5. Статор; 6. Обмотка возбуждения; 7. Генератор; 8. Регулятор.
33. Если вы не располагаете специальным оборудованием, для проверки диодов необходимо отпаять провода, ведущие к ним от генератора SEV. Если вы не имеете достаточного опыта работы с электронными приборами, лучше оставить эту работу специалисту. Диоды проверяются как это описано выше, с помощью тестерной лампы и источника тока, напряжение которого не должно превышать 14 В. При обнаружении неисправного диода следует заменить дефектный узел или один только диод (производится специалистом). В генераторе Bosch диодная пластина отсоединяется от обмотки статора при разборке генератора, и нет необходимости отпаивать от нее диоды. Тестерную лампу с батарейкой можно поочередно подсоединять к каждому из диодов.
Рис. 12.6. Проверка диода с помощью тестерной лампы и батарейки: А. Лампа горит; В. Провода перекинуты - лампа не горит; 1. Батарейка; 2. Диод; 3. Тестерная лампа.
Сборка
34. Сборка генератора в целом производится в порядке, обратном порядку его разборки, и не представляет особых проблем. В случае генератора Bosch установить подшипник с прижимной планкой на торцевой щиток со стороны привода перед сборкой его с ротором. Покрыть гнездо подшипника на торцевом щитке со стороны контактных колец тонким слоем пасты Molykote (или аналогичной) и закончить сборку генератора. Не забудьте про пружинное кольцо гнезда подшипника на торцевом щитке со стороны контактных колец.
35. Проверьте, чтобы держатель изолирующего диода на генераторе SEV был установлен с пластмассовой трубкой и полным набором изолирующих шайб на своих винтах.
36. Установить распорную шайбу, шпонку, вентилятор, шкив, шайбу и наконец гайку шкива в порядке, обратном порядку их снятия. Затянуть гайку шкива до нужного момента.