![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/166319.jpg)
Долгое время, пока продажи новых машин шли бойко, вторичка была у участников рынка на втором или третьем плане. Нынче темпы реализации новья падают год от года, и на автомобили с пробегом глаза открылись у всех: производителей, дилеров, аналитиков и, само собой, потребителей.
Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers несколько лет подряд регулярно представляет доклады о состоянии дел на автомобильном рынке России: подводит итоги и дает собственный прогноз. В этом году PwC впервые уделила пристальное внимание продажам подержанных машин, ведь дальше не замечать этот растущий сектор уже нельзя. В 2013-м на вторичке было реализовано 5,6 млн автомобилей — на 4% больше, чем в 2012-м. По числу регистраций бэушные легковушки опережают новые машины вдвое, и рост совершенно точно продолжится.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/166320.jpg)
Рынок подержанных автомобилей более устойчив в кризисных ситуациях: не имея возможности купить новую машину, люди переключаются на б/у. Доля иномарок на вторичке в РФ достигла в 2013 году 62%.
Так называемых драйверов роста на рынке бэушных машин — хоть отбавляй. Производители запустили спецпрограммы и теперь дают дополнительные гарантии (примерами могут служить Mercedes-Benz StarClass, BMW Premium Selection, Audi с пробегом :plus, Jaguar Selected, Skoda Plus). Крупные дилеры создали подразделения, специализирующиеся на перепродажах (BlueFish, Major Expert). Постепенно набирает популярность трейд-ин. Банки принялись предлагать кредиты под автомобили с пробегом. Пышным цветом вторичный рынок цветет в Интернете, который теперь считается ключевым источником информации о подержанных машинах. Кроме того, все большую роль в секторе начинают играть корпоративные парки, которым нужно продать автомобили, номинально отработавшие срок.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/166321.jpg)
Кривые говорят о том, что вторичка неразрывно связана с рынком новых автомобилей: в период скидок на последние сокращаются продажи машин с пробегом.
Наиболее ликвидными среди секонд-хенда остаются автомобили в возрасте до пяти лет. Их доля постепенно увеличивается и составляет 27% в общем объеме автопарка России (в Москве — 50,4%). Соответственно, у регионов, обладающих такой «молодой вторичкой», имеется наибольший потенциал роста. Лидирует, конечно же, Центральный федеральный округ со столицей во главе. Другие стараются догонять (в Татарстане «допятилетки» составляют 45,2% рынка, в Питере — 44,6%, в Самарской области и Пермском крае — более 41%), но Москва непобедима — это крупнейший в стране рынок старых и новых автомобилей.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/166322.jpg)
Среди подержанных машин в Москве самой популярной иномаркой является Ford Focus. В десятку самых востребованных также входят Mercedes E-класса, BMW пятой серии и кроссовер BMW X5.
В российской столице 87% автомобильного секонд-хенда — иномарки. Официальные дилеры контролируют около 27% вторичного рынка (в России — лишь 4%), и их экспансия продолжается. Преимуществом обладают те, кто способен собрать под одной крышей максимальное количество подержанных машин. По брендам ситуация следующая: первое место в Москве занимает продукция АвтоВАЗа (доля 10,6%), второе — Ford (6,1%), третье делят Nissan и Toyota (по 5,9%). Далее в топ-10 следуют BMW (5,8%), Mercedes-Benz (5,4%), Volkswagen (5,3%), Mitsubishi (4,3%), Hyundai (4,3%) и Kia (3,6%).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/166323.jpg)
Перепродажа автомобиля между частными лицами (при колоссальной поддержке Интернета) все еще вне конкуренции. Но народ постепенно осваивает другие способы: юридическая чистота, безопасность и комфорт сделки, гарантии технического состояния машин влекут покупателей в салоны дилеров и в компании, перепродающие автомобили.
В прошлом году в столице было продано около 500 тысяч автомобилей с пробегом, а зарегистрировано 290 000 бэушных машин. Это говорит о том, что почти половина перепроданных легковушек отправилась в область и другие регионы. Все дело в московских ценах, широте ассортимента, высокой конкуренции (у дилеров больше возможностей дать хорошие скидки), что и привлекает перекупщиков. Изменений в этом круговороте ожидать вряд ли стоит. Прогноз PwC по «пробежному рынку» на 2014 год такой: количество регистраций стабилизируется на нынешней отметке, доля дилеров на вторичке в Москве вырастет до 30%, в России — до 5%.
А что же новые автомобили? Выиграть бой у секонда им пока не светит. По подсчетам аналитиков PwC, в этом году российский авторынок упадет на 3% — до 2,5 млн машин. Хуже других придется продавцам импортируемых новых легковушек: их объемы просядут на 12% (сейчас это ниша примерно в 10 тысяч машин, преимущественно японских). Отечественный автопром уйдет в минус на 6%, тогда как производителей иномарок в России ожидает небольшой рост — на 4%. Причины дальнейшего падения рынка — это негативный макроэкономический фон (снижение темпов роста экономики, падение курса рубля, сокращение бюджетных расходов) и умеренно-пессимистические настроения потребителей.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/166324.jpg)
Компания PwC начала анализировать авторынок РФ в 2003 году. С тех пор отчетные брифинги проходят дважды в год — в январе и июле. Основоположником этого дела стал британец Стенли Рут. Он обратил внимание на недостаток в автоиндустрии структурированной аналитики и собственноручно взялся за работу. Сейчас Рут на пенсии, и эстафету перехватила команда Сергея Литвиненко (на фото), который трудится в PwC старшим менеджером практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли. Специалисты по аудиту, налогам и праву используют данные отраслевых поставщиков (таких как Автостат, АСМ Холдинг, АЕБ) и результаты собственных интервью с игроками рынка.
Фактор, способствующий росту авторынка, по мнению аналитиков PwC, всего один — это поступление в продажу новых моделей массового сегмента. В то же время сдерживать реализацию машин будут четыре мощных фактора — рост цен на автомобили и топливо (вследствие повышения налога на добычу полезных ископаемых, акцизов на топливо и общемирового подорожания нефти), валютные колебания, а также сокращение государственных расходов и инвестиций.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/166325.jpg)
Среди новинок, которые вскоре мощно выстрелят на рынке в России, спецы PwC упоминают кроссовер Porsche Macan. Рост премиум-сегмента — тенденция последних нескольких лет. Ну, и даунсайзинг нынче на коне.
Тем не менее долгосрочный прогноз PwC не изменился: эксперты по-прежнему считают, что к 2025 году российский авторынок вырастет до 3,6 млн машин и перегонит германский. Причем постепенные подвижки в этом направлении, то есть умеренный рост, можно ожидать уже в 2015-м. Некоторые признаки стабилизации наблюдаются с середины прошлого года — благодаря программе льготного кредитования.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/166326.jpg)
Большущие надежды в части оживления рынка автоновья возлагаются на второе поколение паркетника Nissan Qashqai.
Фирма PricewaterhouseCoopers подвела собственные итоги прошлого года для автомобильного рынка нашей страны. По ее калькуляциям вышло, что продажи в штучном выражении упали на 5,5% (с 2755 до 2610 машин), а в денежном — на 3% (с 71 до 69 млрд долларов). Аналитики признаются, что прогноз на 2013-й был более оптимистичным, но перегрев оказался сильнее. Единственной сектором, где был зафиксирован рост продаж, стали иномарки российского производства — их доля выросла до 50% от всех проданных новых легковушек.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/166327.jpg)
В общем и целом рынок сейчас держится за счет растущих продаж внедорожников, премиум-сегмента, корейских и китайских брендов. В то же время покупателей продукции АвтоВАЗа и некоторых других бюджетных автомобилей становится все меньше. Одна из причин — в сегменте не появилось новых сильных моделей.
В 2013 году на глобальном авторынке локомотивами роста были Китай (+15,7%, или 17,9 млн шт.) и США (+7,6%, или 15,56 млн шт.), которые сумели улучшить у себя экономическую обстановку. В остальных странах БРИКС продажи снизились: в Бразилии и Индии из-за выросших ставок по кредитам, высокой инфляции и растущей задолженности населения, подорожания топлива. В России — отчасти из-за неопределенности в экономике.
Кстати, Олимпиада в Сочи повлияла на рынок — южные регионы получили деньги и принялись покупать машины. Однако ожидать от спортивного праздника подспорья в дальнейшем не стоит. Как и рассчитывать на то, что спрос на новые автомобили подстегнут санация банков, падение рубля и подобные неприятности: вряд ли люди массово понесут спасать свои сбережения в автосалоны. Надежда на то, что негативный макроэкономический фон сменится на нейтральный, новинки наведут шороху, возобновится льготное кредитование, разовьются корпоративные парки, а потребительская уверенность, самая низкая за несколько лет, все-таки вырастет.
Источник: drive.ru