Отсоедините от главной передачи фланец приводного вала от картера коробки передач со стороны сцепления. Для этого с фланца следует удалить пластмассовую накладку и стопорное пружинное кольцо, фиксирующее фланец на валу: Выньте находящуюся под ним прокладку. Специальный съемник приверните двумя болтами к фланцу и, затягивая гайку съемника, снимите фланец с вала (рис. 336).
Отверните четыре болта крепления задней крышки картера и снимите крышку вместе с прокладкой.
Удалите оба замка вала рычага сцепления, находящегося внутри картера, и выньте вал из рычага и из картера.
Выньте упорный подшипник сцепления, направляющую втулку, а также возвратную пружину рычага сцепления.
Подденьте отверткой обе заглушки (стрелки на рис. 337) и выньте их. Отверните три гайки.
Коробку передач установите так, чтобы главная передача находилась с левой стороны. Из правой стенки картера выверните болт, удерживающий шток выбора передач. Для этого необходим подпиленный свечной ключ. Если 'установлен указатель выбранной передачи и расхода топлива, следует вывернуть болт 2 (см. рис. 334), снять маслоотражатель и большую пружину.
Спереди картера выверните болт, блокирующий включение передачи заднего хода.
Выверните выключатель фонарей заднего хода либо выключатель 1 (см. рис. 334). Выверните все болты, соединяющие обе части картера.
Выньте вилку сцепления.
Отсоедините верхнюю часть картера от нижней. Для этого нужно использовать специальный кронштейн 30-211 и втулку VW 295а (рис. 338). Верхняя часть кронштейна приворачивается к верхней стенке картера (над первичным валом). Наворачивайте гайку 1 центрального болта съемника до тех пор, пока не разъединятся обе части картера. С верхней части подшипника снимите регулировочную прокладку. Нижняя часть кронштейна 30-211 снизу подпирает первичный вал.
Внимание! Если замене подлежит одна из половин картера коробки передач, либо первичный вал, необходимо определить толщину регулировочной шайбы подшипника первичного вала.
Демонтаж первичного и вторичного валов выполняется следующим образом:
- Снимите два стопорных кольца (одно из картера, другое — со стороны обоймы подшипника) и выньте вал с вилками. Снимите с вала комплект вилок.
- Снимите с вторичного вала стопорное кольцо шестерни IV передачи.
- Выньте первичный вал вместе с шестерней IV передачи, снятой со вторичного вала. Демонтаж вторичного вала выполняйте описанным ниже способом. Перед извлечением вала из обоймы подшипника демонтируйте комплект шестерен.
- Снимите шестерню IV передачи со вторичного вала. Обратите внимание на то, что выступ на шестерне направлен вверх.
- Снимите 'второе стопорное кольцо, находящееся под шестерней. Это кольцо может иметь различную толщину и служит для регулировки осевого люфта шестерни III передачи.
- Снимите шестерню III передачи. Обратите внимание на то, что выступ на шестерне направлен вниз, т. е. в сторону шестерни II передачи.
- Снимите шестерню II передачи вместе с игольчатым подшипником.
- Снимите шестерню заднего хода вместе с валом. Можно воспользоваться резиновым молотком для выбивания вала из корпуса.
- С помощью длинного съемника с двумя захватами и роликом 1 (рис. 339) снимите с вала шестерню I передачи и синхронизатор I/II передачи.
- Снимите игольчатый подшипник передачи и находящуюся под ним пружинную шайбу.
- Отвернув четыре болта крепления крышки подшипника к корпусу, снимите крышку.
- Выньте вторичный вал из корпуса. Разборку вторичного вала можно производить, руководствуясь рис. 340.
Рис. 340. Вторичный вал: 1 - ограничитель игольчатого подшипника; 2, 4 - стопорные кольца; 3 - шестерня IV передачи; 5 - шестерня III передачи; 6 - шестерня 11 передачи; 7 - игольчатый подшипник; 8 - синхронизатор I/II передач; 9 - блокирующее кольцо синхронизатора; 10 - шестерня I передачи; 11 - игольчатый подшипник; 12 - пружинная шайба; 13 - шестерня передачи заднего хода; 14 - распорная втулка (нет в модели 1983 г.); 15 - вал шестерни передачи заднего хода; 16 - вторичный вал '
Демонтаж главной передачи необходимо осуществлять при снятии приводного вала (см. рис. 336) и дифференциала. Первичный и вторичный валы должны быть заранее демонтированы. Узлы и детали главной передачи показаны на рис. 341. Использовавшиеся ранее стопорные кольца пальца сателлитов заменены удлиненными заклепками, служащими, кроме того, для крепления зубчатого венца ведомой шестерни главной передачи (рис. 342).
Рис. 341. Главная передача и дифференциал: 1 - картер коробки передач со стороны сцепления; 2 - регулировочная прокладка; 3 - обойма подшипника; 4 - приводной вал; 5 - заклепка (после ремонта не устанавливается); 6 - зубчатый. венец ведомой шестерни главной передачи; 7 - корпус дифференциала; 8 - картер коробки передач; 9 - тонкостенная втулка; 10 - конический подшипник; 11 - болт, гайка (70 Нм); 12 - конический подшипник; 13 - обойма подшипника; 14 - регулировочная прокладка; 15 - сальник; 16 - коническая шайба; 17 - упорное кольцо; 18 - пружина; 19 - фланец вала; 20 - фасонная шайба; 21 - стопорное кольцо
Для разборки дифференциала необходимо срезать головки обеих заклепок (см. рис. 332) и выбить палец сателлитов из корпуса. При этом следует проследить, чтобы опилки не попали в подшипники.
Изнутри картера снимите стопорное кольцо.
Выньте полуосевые шестерни и упорные пластмассовые шайбы.
Подшипники корпуса дифференциала можно извлечь с помощью двуплечего съемника.
Разборку первичного вала можно производить, руководствуясь рис. 343.
Рис. 343. Первичный вал: 1 - регулировочное кольцо; 2 - стопорное кольцо; 3 - шариковый подшипник; 4 - пружинная шайба; 5 - шестерня IV передачи; 6 - игольчатый подшипник; 7 - блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи; 8 - стопорное кольцо; 9 - синхронизатор III/IV передач; 10 - блокирующее кольцо синхронизатора III передач; II - шестерня III передачи; 12 - игольчатый подшипник; 13 - первичный вал; 14 - втулка
Снимите подшипник 3. Выжимная пластина вставляется между подшипником и шестерней V передачи.
Снимите игольчатый подшипник 12. Описание порядка проверки состояния деталей и узлов коробки передач представлено здесь. Следует обратить внимание на то, что в случае замены картера коробки передач необходимо отрегулировать люфты при установке главной передачи и первичного вала. Замена сальника вала, вилки сцепления и штока выбора передач очень проста. Изношенный сальник нужно извлечь при помощи отвертки. Новый сальник, смазав рабочую кромку, устанавливают в гнездо отрезком трубы подходящего диаметра. Для замены игольчатых подшипников вторичного вала нужно воспользоваться специальным съемником 771/15, а также устройством 771. Сальник вала привода полуоси заменяют, выбивая его от середины корпуса дифференциала. Новый сальник устанавливают в гнездо снаружи и осаживают до упора во внутреннюю обойму подшипника. При этом следует извлечь тонкостенную втулку 9 (см. рис. 341), смяв ее выколоткой к середине, как показано на рис. 344. Новую втулку осторожно осадите, не деформируя ее. Таким же образом заменяется наружная обойма подшипника корпуса дифференциала. При этом нужно не потерять регулировочную шайбу. После замены подшипника необходимо заново отрегулировать люфт в зацеплении шестерен главной передачи.