Конструкция
Гидравлический толкатель состоит из двух основных подвижных частей: собственно толкателя 2 (см. рисунок), служащего одновременно в процессе работы плунжером, и цилиндра 4.
Разрез гидравлического толкателя: 1 — кулачок распределительного вала; 2 — толкатель; 3 — обратный клапан; 4 — цилиндр; 5 — накопительная камера; 6 — клапан; 7 — канал подачи масла к толкателю; 8 — камера высокого давления; 9 — пружина компенсации клапанных зазоров
Под давлением пружины 9 плунжер и цилиндр отодвигаются друг от друга, благодаря чему выбирается зазор между кулачком распределительного вала и торцом стержня клапана.
Заполнение и запирание камеры 8 высокого давления обеспечивается обратным клапаном 3.
Момент начала подъема клапана
Принцип действия
Момент начала подъема клапана
В момент наезда кулачка распределительного вала на стержень клапана обратный клапан запирает камеру и давление в ней возрастает. Увеличение давления не приводит к сжатию объема, занимаемого маслом в камере высокого давления. Толкатель, таким образом, работает как твердое тело.
Момент максимального подъема клапана
Момент подъема клапана
Кулачок распределительного вала с силой давит на толкатель, что приводит к значительному увеличению давления 8 полости толкателя. Небольшое количество масла выбрасывается через неплотности между цилиндром и плунжером, что приводит к сжатию гидравлического толкателя максимально на 0,10 мм. Такое сжатие конструктивно необходимо для приработки толкателей даже при уменьшении расстояния между кулачком распределительного вала и торцом толкателя.
Компенсация зазора клапанов
Кулачок распределительного вала не давит на толкатель, и давление в камере высокого давления падает. Пружина разводит плунжер и цилиндр, компенсируя тем самым зазор между кулачком и торцом стержня клапана.
Компенсация рабочего зазора клапана
В этот момент открывается обратный клапан, некоторое количество масла поступает в камерv высокого давления. Это количество соответствует непосредственно компенсируемому зазору.
Примечание. Шумность работы привода клапанного механизма после пуска двигателя является нормальной. Это связано с тем, что при остановке двигателя часть масла вытекает из полости толкателей. С началом работы двигателя камера высокого давления вновь заполняется и шум прекращается. Заполнение камеры высокого давления продолжается до тех пор, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры.
Конструкция смазочного контура головки цилиндров исключает полное удаление масла из каналов после остановки двигателя. Это обеспечивает подачу масла в толкатели сразу же после пуска двигателя и скорейшее прекращение шумов в приводе клапанного механизма.
Работа гидротолкателей в момент пуска двигателя
После остановки двигателя из каналов, идущих от масляного насоса, стекает масло, а каналы подвода масла к толкателям остаются заполненными маслом. Для того чтобы воздух не поступал под действием давления масла 8 полость толкателя в момент пуска двигателя, в каналах подачи масла к толкателям имеются вентиляционные отверстия, обеспечивающие автоматическую продувку полости толкателей. Кроме того, вентиляционное отверстие позволяет снизить давление масла, поступающего а толкатели.
Проверка технического состояния гидравлических толкателей
Конструкция гидравлического толкателя неразборна и ремонту не подлежит.
Запустите двигатель и оставьте его работать до первого включения злектровентилятора системы охлаждения.
В течение 2 мин поддерживайте частоту вращения коленчатого вала двигателя 2500 об/мин.
Если прослушивается шум в клапанном механизме, определите неисправный толкатель следующим образом:
- снимите крышку головки цилиндров;
- поверните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке за болт крепления шкива так, чтобы затылки кулачков распределительного вала, соответствующие клапанам проверяемого цилиндра, были обращены к гидравлическому толкателю;
- утопите толкатель с помощью деревянного или пластмассового клина и замерьте свободный ход толкателя, который до открытия клапана должен быть не более 0,10 мм. Если он больше, толкатель подлежит за-мене.
Предупреждение. После установки нового толкателя, предварительно заполненного маслом и прокачанного, запускать двигатель разрешается не ранее чем через 30 мин, чтобы не допустить ударов клапанов по поршням.