Регулируемое смесеобразование может выполняться карбюратором или системой впрыскивания, при этом соотношение топлива и воздуха может постоянно изменяться в зависимости от состояния автомобиля и содержания кислорода в отработавших газах. Обеспечить такое смесеобразование с помощью обычного карбюратора невозможно, так как он не имеет соответствующей системы управления. По этой причине специалисты прибегают или к карбюраторам с электронным регулированием или к системам впрыскивания. Система смесеобразования получает управляющие сигналы от кислородного датчика, который расположен в передней части катализатора или на выпускном патрубке и омывается потоком выпускных газов. Под кислородным датчиком понимается электрический датчик, который показывает остаточное содержание кислорода в отработавших газах через колебания электрического напряжения и позволяет делать выводы о составе топливо-воздушной смеси. В доли секунды кислородный датчик может передавать соответствующий сигнал блоку управления системы смесеобразования и тем самым постоянно изменять качество смеси. Во-первых, это необходимо, так как постоянно меняются эксплуатационные условия (холостой ход, полная нагрузка), во-вторых, оптимальное догорание в катализаторе происходит, если в отработавших газах еще имеется достаточная доля бензина.
Итак, чтобы в катализаторе при температуре от +300 до +800°С вообще могло происходить догорание, топливо-воздушная смесь должна содержать больше топлива, чем это нужно было бы для полного сгорания. В результате при работе катализатора следует учитывать увеличение расхода топлива до пяти процентов.
Катализатор, о широком применении которого идет речь, является трехкомпонентным. Это означает, что в данном катализаторе благодаря регулированию коэффициента избытка воздуха одновременно осуществляется окисление окиси углерода (СО) и углеводородов (СН), а также уменьшение окислов азота (NOx).
Для очистки отработавших газов дизельные двигатели с газотурбинным наддувом с рабочим объемом 1,9 л и мощностью 75 и 90 л.с. оборудованы регулируемой системой рециркуляции отработавших газов, а также окислительным катализатором. Этот катализатор уменьшает содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах.
Катализатор устанавливается вместо предварительного глушителя под днищем кузова. Катализатор состоит из выполненного в форме сотов керамического монолита с нанесенным на него слоем платины или радия. Для крепления чувствительного к ударам керамического тела используется эластичная и жаропрочная проволочная сетка.