Под регулируемым устройством приготовления смеси в технике подразумевается карбюратор или система впрыскивания, где может постоянно изменяться пропорция воздуха и топлива в зависимости от параметров движения и содержания кислорода в выхлопных газах. Обычный карбюратор этого не обеспечивает, так как не имеет соответствующего блока управления. По этой причине устанавливается либо карбюратор с электронной системой управления, либо система впрыска топлива.
Устройство приготовления смеси получает команды управления от лямбда-зонда, расположенного спереди в катализаторе или в выпускном коллекторе, где он обтекается выхлопными газами. Лямбда-зонд является электрическим измерительным датчиком, который определяет содержание остаточного кислорода в выхлопных газах, преобразует его в электрическое напряжение и позволяет таким образом регулировать состав воздушно-топливной смеси. В доли секунды информация о содержании кислорода передается от лямбда-зонда в блок управления устройства приготовления смеси, что обеспечивает постоянное регулирование ее состава. Это необходимо, с одной стороны, потому, что постоянно меняются режимы работы (холостой ход, полный газ), а с другой стороны, также потому, что догорание топлива в катализаторе происходит только тогда, когда в выхлопных газах содержится достаточная доля бензина.
Таким образом, чтобы в катализаторе при температурах 300-800°С вообще могло происходить догорание топлива, его доля в воздушно-топливной смеси должна быть выше, чем это требуется для чистого сгорания. Тем самым при эксплуатации регулируемого катализатора следует ожидать повышения расхода топлива примерно на 5 процентов.
Катализатор расположен на месте предварительного глушителя под днищем автомобиля. Катализатор состоит из сотообразного керамического монолита, покрытого платиной или родием. Для сохранения чувствительного к ударам тела катализатора используется эластичная и жаропрочная проволочная ткань.
Катализатор обычного применения является так называемым З-ходовым катализатором. Это означает, что в таком катализаторе при лямбда-управлении одновременно происходит окисление окиси углерода (СО) и углеводородов (PC), а также уменьшение окислов азота (Nox).
Эксплуатация автомобилей с катализатором
Во избежание повреждения лямбда-зонда и катализатора необходимо обязательно выполнять следующие указания:
- Заправляться только неэтилированным бензином.
- Перед установкой катализатора минимум 2 раза заправиться неэтилированным топливом. Помимо этого на двигателях, для которых требуется супербензин, следует переставить зажигание на более позднее, так как неэтилированный супербензин имеет октановое число всего 95. На сколько градусов переставлять зажигание, зависит от модели.
- Запрещается запускать двигатель буксированием или «с толчка». Несгоревшее топливо при воспламенении в катализаторе вызовет его перегрев. При разрядившемся аккумуляторе запускать двигатель от аккумулятора другого автомобиля.
- Избегать частых запусков холодного двигателя подряд. В этом случае в катализаторе накапливается несгоревшее топливо, при разогреве которого происходит его ударное сгорание и выходит из строя катализатор.
- При трудностях запуска двигателя не включать надолго без надобности стартер. При работе стартера постоянно впрыскивается топливо. Определить и устранить источник неисправности.
- При возникновении нарушений зажигания до определения причины снять разъем реле топливного насоса. Таким образом предотвращается впрыскивание топлива при запуске двигателя. Реле топливного насоса находится а ногах переднего пассажира перед передней стойкой под боковой обшивкой.
- Не производить проверок наличия искры при снятых наконечниках свечей зажигания.
- Нельзя производить сравнение цилиндров (баланс-тест) путем отключения зажигания одного из цилиндров. При отключении зажигания одного из цилиндров — даже с помощью тестера двигателя — в катализатор попадает несгоревшее топливо.
- При наступлении сбоев зажигания избегать работы двигателя на повышенных оборотах и немедленно устранить неисправность.
- Устанавливать только свечи, рекомендованные для автомобилей с катализатором.