Работа катализатора
В автомобиле катализатором называются керамические частицы, покрытые благородными металлами - платиной и родием, помещенные в специальную емкость. Выхлопные газы, проходя через эту емкость, обтекают частицы, которые имеют очень большую суммарную активную поверхность. Общее количество благородных металлов, содержащихся в катализаторе, составляет 2-3 грамма. Благодаря трехступенчатому катализатору удается избавиться от таких вредных веществ как СО, СН и CNx.
СО и СН, окисляясь кислородом, превращаются в безвредный углекислый газ CO2.
Для обезвреживания NOx применяется химическая реакция, с помощью которой отнимается кислород. При этом образуется азот (N2) и CO2. Оба вещества безвредны.
Катализатор работает только при определенных условиях. Для этого должно быть определенное соотношение топлива и воздуха. Наибольшая трудность заключается в том, чтобы при изменении условий эксплуатации поддерживать эту пропорцию постоянной. Это и является задачей лямбда-регулирования.
Катализатор может работать только при достижении температуры 300°С. Это обычно достигается через 25-28 секунд, но в условиях городского движения может понадобиться до трех минут времени. С другой стороны, катализатор очень чувствителен к перегреву. При температуре 900°С его эффективность резко снижается. При температуре 1200°С он может разрушиться.
Внимание: При наличии катализатора необходим неэтилированный бензин. При применении этилированного бензина после 2-3 заправок катализатор перестает действовать.
Режим работы при наличии катализатора
При эксплуатации автомобиля с катализатором особенно опасны остатки несгоревшей смеси, которые могут загораться внутри горячего катализатора, и температура может превысить критическую. В результате катализатор может частично расплавиться и перестать функционировать.
Поэтому:
- Скатывание, движение с принудительным холостым ходом и буксировка автомобиля осуществляются без проблем, если стартер из-за разряженной аккумуляторной батареи не может завести двигатель.
- Запуск двигателя с «толкача» недопустим, поскольку при этом в систему выпуска попадает большое количество несгоревшего топлива, что может привести к повреждению все еще горячего катализатора.
- Если появляются перебои в зажигании, которые могут указывать на его неисправность, необходимо применять срочные меры. При дальнейшем движении следует избегать высоких оборотов.
- Небольшие количества несгоревшей смеси не представляют опасности, особенно при попадании в холодный катализатор.
- Перегрев катализатора не может возникнуть при длительном движении с «полным газом», поскольку при этом режиме катализатор охлаждается.
Кроме того:
- В летнюю жару после многодневной засухи не следует ставить автомобиль поверх сухой травы. При неблагоприятных условиях может произойти возгорание под автомобилем.
- При установке защиты под днищем нельзя допускать ее касания катализатора или теплозащитных щитков.
- Время от времени, подперев автомобиль, проверяйте, не повреждены ли, и не потеряны пи теплозащитные щитки.
Что еще полезно знать:
- Высокий расход масла безвреден для катализатора. Поскольку масло состоит в основном из тех же элементов, что и бензин. Сгоревшее масло дезактивируется катализатором так же, как и сгоревшее топливо.
- Присадки, добавляемые в топливо и моторное масло, не вредят катализатору.
- Дефекты катализатора или лямбда-зонда обнаруживаются только при правильно проведенном тестировании выхлопных газов. Катализатор, поврежденный высокой температурой, можно определить по стуку, поскольку керамический наполнитель при частичном расплавлении осыпается и начинает кататься внутри металлической емкости.