Под регулируемым смесеобразователем понимается карбюратор или устройство впрыска, в которых соотношение топлива и воздуха может изменяться в зависимости от состояния автомобиля и концентрации кислорода в отработавших газах. В обычном карбюраторе этого достичь невозможно, так как он не имеет соответствующего узла управления. Поэтому в данном случае применяются либо карбюратор с электронным управлением, либо система впрыска.
Сигналы управления смесобразователь получает от лямбда-зонда, который находится впереди в катализаторе или в выпускном коллекторе и омывателе отработавшими газами. Лямбда-зонд представляет собой электрический чувствительный элемент, который измеряет концентрацию содержащегося в отработавших газах кислорода и передает сигнал в блок управления в виде определенного уровня напряжения. В соответствии с этим сигналом блок управления воздействует на соотношение компонентов топливной смеси. С одной стороны это необходимо вследствие изменения режима работы двигателя (холостой ход, полный газ), с другой стороны определенное соотношение необходимо для того, чтобы обеспечить дожигание отработавших газов в катализаторе.
Чтобы в катализаторе при температуре 300-800°С могло пройти дожигание отработавших газов, топливная смесь должна иметь топлива больше, чем это необходимо для чистого сгорания смеси в цилиндре. Вследствие этого двигатели, оборудованные катализатором, имеют расход топлива на 5% выше.
Катализатор находится на месте дополнительного глушителя под поддоном автомашины. Катализатор представляет собой монолитную керамическую сотовую конструкцию, покрытую платиной или родием. Для крепления чувствительного к ударам керамического корпуса применяется эластичная и температуростойкая проволочная сетка.
Применяемые в настоящее время катализаторы представляют собой, так называемые, тройные катализаторы. Это означает, что в таком катализаторе путем обратной связи по отработавшим газам одновременно происходит регулирование трех процессов: окисления окиси углерода (СО) и углеводорода (НС), а также уменьшение содержания окиси азота (NOx).
Правила обращения с автомобилями оснащенными катализатором
Чтобы избежать повреждения лямбда-зонда и катализатора, обязательно следует выполнять следующие рекомендации:
Заправлять только неэтилированным бензином.
Если автомобиль оснащается катализатором дополнительно, перед установкой необходимо не менее 2-х полных заправок неэтилированным бензином. Кроме того у двигателей требующих применения супербензина переставить момент зажигания в направлении "позже", т.к. предлагаемый неэтилированный супербензин обладает меньшим октановым числом (ROZ 95). Угол смещения зажигания зависит от модели.
Пуск двигателя путем толкания автомобиля или его буксировки не допустим. Несгоревшее топливо может вспыхнуть и привести к перегреву катализатора и его разрушению. Для этой цели необходим пуск двигателя от постороннего источника.
Необходимо исключать часто следующие друг за другом холодные пуски. Иначе в катализаторе скапливается несгоревшее топливо, которое после прогрева двигателя сгорает взрывообразно, разрушая катализатор.
Если возникают трудности с пуском двигателя, не следует долго нажимать на стартер, так как вследствие этого скапливается несгоревшее топливо. Необходимо найти причину плохого пуска двигателя.
Если проявляются неполадки в зажигании, следует, пока не найдена неисправность, вынуть реле управления топливного насоса или впрыска топлива. Этим предотвращается впрыскивание топлива при запуске.
Нельзя проводить проверку искры при снятых штекерах зажигания.
Нельзя проводить проверку наличия зажигания в отдельных цилиндрах путем отключения наконечников. При отключении зажигания какого-либо из цилиндров несгоревшее топливо попадает в катализатор.
Если имеют место отказы в зажигании, необходимо выявить и установить немедленно их причину, однако без повышения числа оборотов двигателя.