У нового автомобиля (до ТО-1) углы установки колес имеют следующие значения: развал 0°30'+40'-30'; продольный угол наклона оси поворота 4°+1°-1°30' схождение 1—7 мм.
После проведения ТО-1 (через 2000—3000 км пробега) и при дальнейшей эксплуатации автомобиля значение углов установки колес должно быть: развал 0°30'±20' (0°5'±20')* продольный угол наклона оси поворота 4°±30' (3°30' ±30')1; схождение 2—4 ми (3—5 мм)1.
Разница в продольных углах наклона осей поворота правого и левого колес не должна превышать 0°30'.
Перед регулировкой углов установки колес проверяют давление в шинах, зазор в подшипниках ступиц передних колес, исправность амортизаторов (на отсутствие заклинивания штока), радиальное и осевое биение шин, зазор в верхних шаровых шарнирах подвески, свободный ход рулевого колеса. Обнаруженные неисправности устраняют регулировкой или ремонтом указанных узлов.
Контроль и регулировку углов установки колес можно проводить как на нагруженном автомобиле, так и на ненагруженном, однако контроль углов на ненагруженном автомобиле дает менее точные результаты. Поэтому в ответственных случаях рекомендуется проводить контроль и установку углов на автомобиле под статической нагрузкой 320 кгс, что соответствует примерно массе 4 чел. и грузу в 40 кг в багажнике.
Автомобиль нагружают специальными грузами, которые подвешиваются к днищу кузова, или балластом (280 кг), распределенным на подушках сидений и в багажнике (40 кг). Передние сиденья должны находиться в среднем положении их продольного хода. Груз в багажнике размещают равномерно, а недостачу бензина компенсируют грузом, располагаемым на правой стороне площадки багажника.
После установки автомобиля на стенд непосредственно перед контролем углов "прожимают" подвеску автомобиля, для чего прикладывают 2-3 раза усилие 40—50 кгс, направленное сверху вниз сначала на задний, а потом на передний бампер. При этом колеса автомобиля должны быть направлены прямо.
Соблюдают следующую очередность проверки и регулировки углов установки колес: угол продольного наклона оси поворота, угол развала, схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота
Если при проверке этот угол не соответствует данным, приведенным выше, изменяют число установленных между осью нижнего рычага и поперечиной регулировочных шайб и (см. рис. 100), руководствуясь табл. 15. При регулировке углов установки колес допускается применение П-образных регулировочных прокладок, которые должны быть направлены прорезью вниз. После регулировки затягивают гайки динамометрическим ключом и снова проверяют значение угла.
Угол развала передних колес
Если развал отличается от нормы, его регулируют также изменением числа регулировочных шайб 27 и 25, руководствуясь табл. 15. Для увеличения угла развала снимают с обоих болтов одинаковое количество шайб, а для уменьшения — добавляют.
Схождение передних колес
При неправильном схождении колес ослабляют стяжные хомутики боковых тяг и ключом 67.7813.9504 повертывают обе муфты 5 (см. рис. 124) на одинаковую величину в противоположных направлениях. При этом муфты навертываются или свертываются с наконечником тяг и изменяют длину боковых тяг. Выполнив регулировку, устанавливают стяжные хомутики прорезью горизонтально с отклонением вверх или вниз не более 600 и в таком положении затягивают их. При затянутых гайках кромки прорезей стяжных хомутиков не должны соприкасаться.
Ключ 67.7813.9504 выполнен по аналогии с трубным ключом и может им заменяться.
Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступиц передних колес. Вывешивают переднюю часть автомобиля и снимают колеса. Съемником 67.7801.9514 или отверткой осторожно снимают колпак ступицы. Под болт крепления колеса устанавливают приспособление 02.7834.9505 (2, рис. 104). Упирают ножку индикатора 1 в торец оси поворотной цапфы при нулевом положении стрелки и, перемещая ступицу 3 вдоль оси поворотного кулака, замеряют величину перемещения (зазора) по индикатору. Если зазор больше 0,15 мм, его регулируют в следующем порядке:
- отвертывают регулировочную гайку с цапфы поворотного кулака;
- устанавливают новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затягивают ее моментом 2 кгс·м, одновременно поворачивая ступицу в обоих направлениях 2—3 раза для самоустановки подшипников (если использовать гайку, снятую с регулируемого узла, то сложно обеспечить надежность ее стопорения);
- ослабляют регулировочную гайку и снова затягивают ее моментом 0,7 кгс·м, а затем отпускают ее на 20—25° и стопорят, вдавливая лунки на шейке гайки в пазы на конце оси поворотной цапфы. После регулировки зазор в подшипнике должен быть в пределах 0,02—0,08 мм. При регулировке зазора следует учитывать, что направление резьбы на левой цапфе правое, на правой — левое.
Примечания
1. В скобках данные для автомобиля без нагрузки.