Снятие головки блока у 4- и 5-цилиндровых двигателей
Снять отрицательный кабель аккумуляторной батареи.
Двигатель с системой впрыска Mono-Motronic: снять воздушный фильтр.
5-цилиндровый двигатель: снять вентилятор с вязкосуной муфтой и поликлиновой ремень Снять верхнюю переднюю поперечину моторного отсека, открутить вентилятор справа, наклонить его вперед и подпереть.
Слить охлаждающую жидкость, ослабить шланги системы охлаждения на головке блока цилиндров.
Снять крышку распределителя зажигания вместе с проводами высокого напряжения (5-цилиндровый двигатель) (см. гл. «Система зажигания»).
Отцепить трос привода газа.
Все электрические провода возле головки блока цилиндров и блока впрыска либо впускного коллектора отметить и отсоединить.
Отделить трубки подачи топлива системы впрыска по соединительным муфтам.
Отметить и снять вакуумные шланги на впускном коллекторе либо на корпусе дроссельного узла, а также вакуумные шланги от усилителя тормозов.
При работе с 5-цилиндровым двигателем снять верхнюю часть выпускного газопровода (глава «Система впрыска КЕ-III-Jetronic и KE-Motronic»). Также снять впрыскные форсунки, оставив шланги топливопровода высокого давления подсоединенными.
Снять наконечники проводов с пускового топливного клапана, клапан открутить и отложить в сторону с подключенным бензопроводом.
Отметить и снять штекеры системы впрыска. Помогает при установке: штекеры имеют разный цвет
4-цилиндровый двигатель с системой впрыска KE-Motronic и 5-цилиндровыи двигатель: снять корректор состава горючей смеси вместе с корпусом воздушного фильтра.
Отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора.
Открутить верхнее крепление генератора у 4-цилиндрового двигателя. Перед этим ослабить клиновой ремень.
Снять защитный кожух зубчатого ремня, ослабить зубчатый ремень и снять с шестерни распределительного вала.
Снять крышку головки блока цилиндров.
Ослабить болты головки блока цилиндров в обратной последовательности, чем это показано на рисунках на следующей странице вверху. Перед этим двигатель должен остыть, потому что теплая головка блока цилиндров может деформироваться после снятия.
Снять головку блока цилиндров вместе со впускным и выпускным коллекторами, а также распределителем зажигания (5-цилиндровый двигатель). Если она не снимается без усилия, помочь себе легкими ударами пластмассовым молотком.
Снятие головки блока у 6-цилиндрового двигателя
Описание работ относится клевой головке блока цилиндров. Снятие правой головки блока цилиндров происходит таким же образом.
Снять защиту двигателя и кожух клинового ремня.
Снять клиновой ремень и зубчатый ремень.
Отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора, слить охлаждающую жидкость.
Отсоединить воздуховод от выпускного коллектора и разъединить штекер датчика Холла.
Отсоединить шланги системы вентиляции картера на головке блока цилиндров слева и на головке блока цилиндров справа.
Отсоединить рукав воздухозаборника от воздушного фильтра.
Отсоединить от корпуса дроссельного узла слева вакуумную трубку кондиционера и/или блокировки дифференциала.
Надавить воздуховод вниз и вынуть вместе со шлангами системы вентиляции картера.
Отсоединить защитное крепление тросового привода «газа», вывесить и освободить трос привода «газа». Разъединить штепсельное соединение температурного датчика впускаемого воздуха и клапана стабилизации частоты вращения вала двигателя в режиме холостого хода.
Отделить топливные сливную и наливную гидролинии.
Болты головки блока цилиндров должны быть затянуты в указанной цифрами последовательности. Изображены (слева направо) 4-, 5- и 6-цилиндровый двигатели. Стрелки указывают направление движения.
Открутить и вынуть выпускной коллектор.
Закрыть отверстия чистой тканью.
Открутить трубку системы охлаждения сзади на головке блока цилиндров.
Снять заборную трубку окиси углерода.
Снять лямбда-зонд.
Отсоединить листовую теплоизоляцию выпускного коллектора.
Снять крышку головки блока цилиндров.
Снять заднюю часть защитного кожуха зубчатого ремня.
Отсоединить патрубки от бачка с охлаждающей жидкостью к насосу на головке блока цилиндров.
Ослабить болты головки блока цилиндров в обратной последовательности, чем показано на рисунках вверху. Двигатель должен быть остывшим.
Снять головку блока цилиндров. Если она не снимается без усилия, помочь легкими ударами пластмассовым молотком.
Снять старую прокладку головки блока цилиндров. Поверхности уплотнения на головке блока цилиндров и блоке цилиндров должны быть абсолютно чистыми, без каких-либо остатков уплотнительной прокладки. Нельзя царапать твердым инструментом по мягкой уплотнительной поверхности головки блока цилиндров.
Проверить головку блока цилиндров на деформацию (важно при перегреве).
Проверка снятой головки блока цилиндров. Все типы двигателей
Приложить длинную металлическую линейку или гарантированно прямой металлический угол вдоль на очищенную уплотнительную поверхность головки блока цилиндров.
Проверить измерительным щупом, имеется ли на каком-либо месте прогиб больший, чем 0,1 мм. В последнем случае головку блока цилиндров нужно будет перед установкой отшлифовать.
Должна быть соблюдена минимальная высота — измеренная от верхней к нижней уплотнительной поверхности — 132,6 мм у 4-цилиндрового двигателя и 132,75 мм у 5- и 6-цилиндровых двигателей.
Если вы устанавливаете новую головку блока цилиндров, то необходимо слегка смазать маслом направляющие гидравлических толкателей. Смазать маслом и установить распределительный вал, как описано ранее.
При необходимости установить резьбовую крышку на сменной головке блока цилиндров 6-цилиндрового двигателя.
Резьба на болтах головки блока цилиндров и в соответствующих отверстиях на блоке цилиндров должна быть чистой и без повреждений, в противном случае не совпадет момент затяжки при затягивании болтов.
Установка. Все типы двигателей
В отверстиях для болтов блока цилиндров не должно быть масла или воды.
Провернуть коленчатый вал немного назад против направления вращения, чтобы ни один поршень не стоял в положении ВМТ, иначе открытый клапан при надевании головки блока цилиндров может столкнуться с таким поршнем.
Положить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров так на блок цилиндров, чтобы номер запчасти или обозначение «Oben» («вверх») показывал к головке блока цилиндров.
Надеть головку блока цилиндров. Для этого в мастерской при работе с 4- и 5-цилиндровыми двигателями применяются два направляющих болта.
Этот инструмент вы можете изготовить сами из двух старых болтов головки блока цилиндров: отпилить головку болта и пропилить вверху шлиц.
После установки нескольких болтов можно удалить направляющие болты.
Ввернуть болты головки блока цилиндров и затянуть в указанной выше последовательности:
Тем самым болты окончательно затянуты, и их ни в коем случае не нужно затягивать еще раз.
Обратите внимание при сборке на регулирование тросового привода «газа» и установку впрыскных форсунок у 5-цилиндрового двигателя (глава о впрыске).
Важно: обратить внимание на последовательность затяжки при монтаже выпускного коллектора у 6-цилиндрового двигателя.
Кроме того, проконтролировать у 4- и 5-цилиндровых двигателей установку зажигания (глава «Система зажигания»).