Программы работы
Система управления автоматической коробкой передач предусматривает различные программы работы коробки передач. В зависимости от действий водителя или от условий движения автомобиля выбирается или экономичная, т.е. направленная на экономию топлива программа, или активная программа, которую весьма условно можно назвать «спортивной».
Выбор программы работы коробки передач осуществляется автоматически в зависимости от характера работы водителя с педалью акселератора.
При замедленном или нормальном характере работы с педалью акселератора благодаря раннему включению более высоких передач и позднему переходу на более низкие передачи появляется возможность экономии топлива.
Так называемая «спортивная» программа работы коробки передач выбирается тогда, когда управление педалью акселератора осуществляется достаточно резко. При этом следует нажимать на педаль акселератора не столь уж энергично, чтобы без необходимости не перейти порог давления на педаль акселератора, за которым происходит принудительное упреждающее включение более низкой передачи, предусмотренное в системе управления коробкой передач – кик-даун. При выборе «спортивного» режима полностью используются резервы мощности двигателя благодаря некоторому запаздыванию переключения на более высокую передачу.
Примечание: В зависимости от сопротивления движению, например, при буксировке прицепа или движении на подьеме, автоматически выбирается такая программа, чтобы путем переключения на более низкую передачу обеспечить повышенное тяговое усилие на ведущих колесах и тем самым избежать постоянного переключения передач.
Блокировка селектора
Селектор в позициях «Р» и «N» при включенном зажигании блокируется. Для вывода селектора из этих позиций необходимо нажать тормозную педаль и надавить на кнопку в рукоятке селектора. Благодаря этому не возникает ситуации, когда по неосторожности может быть включена одна из передач, и автомобиль совершенно бесконтрольно тронется с места.
Для напоминания водителю о необходимости нажать тормозную педаль и надавить кнопку в рукоятке селектора в щитке приборов горит предупредительная контрольная лампа.
В конструкции автоматической коробки передач предусмотрено устройство запаздывания для того, чтобы при переходе от одной позиции к другой через позицию «N» (например, от «R» к «D») селектор не был блокирован. Благодаря этому возможно «раскачивание» застрявшего автомобиля. Только тогда, когда селектор при ненажатой тормозной педали находится более одной секунды в позиции «N», происходит блокировка селектора.
При скорости движения выше 5 км/ч блокировка селектора в позиции «N» автоматически выключается.
Позиции селектора
Рис. 1.68. Рычаг селектора автоматической коробки передач
Р – Стояночная блокировка.
Ведущие колеса механически блокируются.
Селектор следует переводить на эту позицию только при полностью остановленном автомобиле. Перед включением и выключением позиции «Р» необходимо нажать кнопку блокировки на рукоятке селектора. Перед выключением этой позиции при включенном зажигании следует дополнительно нажать на педаль тормоза.
Предупреждение! Никогда во время движения не переводите селектор в позицию «R» или «Р». Коробка передач может выйти и строя возникает опасность аварии.
R – Задний ход.
Позиция заднего хода должна включаться только при полностью остановленном автомобиле и при холостом ходе двигателя. Перед переходом на позицию «R» из позиций «Р» или «N» необходимо нажать тормозную педаль и надавить кнопку блокировки в рукоятке селектора.
В позиции «R» при включенном зажигании горят фонари заднего хода.
N – Нейтральная позиция (позиция холостого хода).
При выводе селектора из позиции «N» при скорости движения до 5 км/ч, а также при неподвижном автомобиле и включенном зажигании следует нажать тормозную педаль и надавить на кнопку блокировки на рукоятке селектора. Однако не обязательно нажимать кнопку блокировки, когда из позиции «N» селектор переводится в позиции «D».
D – Длительное движение вперед.
Четыре передачи переключаются с низких на более высокие и наоборот автоматически в зависимости от нагрузки на двигатель и от скорости движения.
При определенных условиях движения целесообразно временно использовать одну из нижеприведенных позиций.
3 – Позиция для «холмистых» участков дороги.
Такая позиция селектора рекомендуется тогда, когда в определенных условиях движения при положении селектора в позиции «D» происходит частое переключение с 3-ей на 4-ую передачу и наоборот.
Для перевода селектора в эту позицию необходимо нажать кнопку блокировки в рукоятке селектора. Автоматически переключаются вверх и вниз 1-ая, 2-ая или 3-я передачи в зависимости от нагрузки на двигатель и скорости движения. 4-ая передача заблокирована. Благодаря этому также увеличивается тормозной эффект двигателя при прекращении подачи топлива.
2 – Позиция для горных участков дороги.
Эта позиция рекомендуется для затяжных подъемов и спусков.
Автоматически переключаются вверх и вниз 1-ая или 2-ая передача в зависимости от нагрузки на двигатель и скорости движения. 3-ья и 4-ая передачи остаются заблокированными, чтобы избежать ненужные переключения на высшие передачи. При этом также повышается эффективность торможения двигателем.
1 – Позиция для горных участков дороги с большими уклонами.
Выбор этой позиции рекомендуется при езде на крутых подъемах и спусках.
При включении этой позиции необходимо нажать кнопку блокировки на рукоятке селектора. Автомобиль двигается только на 1-ой передаче. 2-ая, 3-я и 4-ая передачи заблокированы, чтобы избежать ненужных переключений на высшие передачи. При этом достигается максимально возможный эффект торможения двигателем.
Круиз-контроль в позиции «1» селектора не может быть использован.
Примечание: При ручном переключении по убывающей можно перейти на позиции «3», «2» и «1»; однако переключение на более низкие передачи происходит автоматически лишь тогда, когда после переключения не будет превышена максимально допустимая частота вращения двигателя.
Рекомендации по выбору позиций
Пуск двигателя.
Двигатель может быть запущен только при положении селектора управления в позициях «N» или «Р». См. также «Пуск двигателя.
Выбор позиции для движения.
Перед переводом селектора в одну из позиций движения при неподвижном автомобиле и работающем двигателе надо всегда нажать педаль тормоза.
При выборе позиции при неподвижном автомобиле нельзя нажимать на педаль акселератора.
Если во время движения автомобиля селектор был случайно установлен в позицию «N», необходимо перед переводом рычага в какую-либо позицию переднего хода убрать ногу с педали акселератора и дождаться холостого хода двигателя.
Внимание: При работающем двигателе необходимо при положении селектора в любой из позиций движения удерживать автомобиль с помощью ножного тормоза, так как даже при холостых оборотах двигателя передача крутящего момента на колеса полностью не прерывается – автомобиль «ползет».
Внимание: Если при неподвижном автомобиле выбрана одна из позиций движения, нельзя ни в коем случае бесконтрольно давить на педаль акселератора (в том числе и увеличивать подачу топлива рукой из моторного отсека). Автомобиль тотчас начнет двигаться – и это может произойти при определенных обстоятельствах даже тогда, когда стояночный тормоз затянут.
Внимание: Прежде чем производить какие-либо работы на включенном двигателе, следует установить селектор в позицию «Р» и затянуть стояночный тормоз.
Трогание с места
Выберите одну из позиций движения (R, D, 3, 2, 1). Подождите, пока не произойдет включение передачи в коробке передач, и поток мощности не достигнет ведущих колес (при этом ощущается слабый рывок). Только тогда нажимайте на педаль акселератора.
Остановка
При кратковременной остановке, например, перед светофором, нет необходимости переходить на позицию «N». Вполне достаточно удерживать автомобиль с помощью тормоза. Двигатель, однако, должен работать только на холостых оборотах.
Стоянка
Во избежание неконтролируемого скатывания автомобиля Вы после полной остановки автомобиля должны всегда надежно затягивать стояночный тормоз. Дополнительно поставьте селектор автоматической коробки передач в позицию «Р».
На дороге с уклоном следует сначала надежно затянуть стояночной тормоз, а затем поставить селектор в позицию стояночной блокировки. Благодаря такому порядку операций блокировочный механизм не будет слишком сильно нагружен, и впоследствии можно будет легко вывести селектор из этой позиции.
Буксировка с целью запуска двигателя
Буксировка или толкание автомобиля с автоматической коробкой передач с целью запуска двигателя никогда не может привести к пуску двигателя.
При разряженной аккумуляторной батарее можно для пуска двигателя с помощью соединительных проводов использовать батарею другого автомобиля.
Кик-даун
Кик-даун (устройство принудительного упреждающего переключения на более низкую передачу) обеспечивает максимальное по данным условиям движения ускорение автомобиля. Как только давление на педаль акселератора превысит определенное пороговое значение, в зависимости от частоты вращения двигателя и скорости движения происходит переключение на одну из более низких передач. Обратное переключение на ближайшую, более высокую передачу последует лишь тогда, когда будет достигнуто максимально допустимое значение частоты вращения коленчатого вала.
Внимание: Имейте в виду, что на скользкой дороге ведущие колеса при принудительном упреждающем переключении на более низкую передачу могут начать пробуксовывать. Возникает опасность сноса.
Ручной режим переключения автоматической коробки передач
Этот режим переключения передач (система «типтроник») дает возможность водителю вручную переключать передачи.
Для перехода на программу ручного переключения необходимо перевести селектор из позиции «D» вправо. Переход может быть осуществлен как на неподвижном автомобиле, так и в движении. При переключении передач на дисплее появляются цифры «5, 4, 3, 2, 1». Показывается включенная в данный момент передача (см. стрелку).
Легким толчком селектора вперед (+) последовательно включаются передачи вверх, а легким толчком назад (–) – последовательно вниз.
При разгоне автомобиля происходит автоматическое включение 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой передач незадолго до момента достижения двигателем максимально допустимой частоты вращения.
Если водителем произведено переключение с какой-то передачи на более низкую передачу, блок управления коробкой передач включит эту более низкую передачу лишь тогда, когда не будет опасности перекрутки двигателя.
Блокировка селектора
Селектор в позициях «Р» и «N» при включенном зажигании блокируется. Для вывода селектора из этих позиций необходимо нажать тормозную педаль и надавить кнопку в рукоятке селектора. Благодаря этому не возникает ситуации, когда по неосторожности может быть включена одна из передач и автомобиль совершенно бесконтрольно тронется с места.
Для напоминания водителю о необходимости нажать тормозную педаль и надавить кнопку в рукоятке селектора в щитке приборов горит предупредительная контрольная лампа.
В конструкции автоматической коробки передач предусмотрено устройство запаздывания для того, чтобы при переходе от одной позиции к другой через позицию «N» (например, от «R» к «D») селектор не был блокирован. Благодаря этому возможно «раскачивание» застрявшего автомобиля. Только тогда, когда селектор при ненажатой тормозной педали находится более одной секунды в позиции «N», происходит блокировка селектора.
При скорости движения выше 5 км/ч блокировка селектора в позиции «N» автоматически выключается.