Для удобства выполнения работы рекомендуется снять радиатор системы охлаждения (см. "Радиатор - снятие и установка").
Работа показана на примере карбюраторного двигателя.
Детали привода газораспределительного механизма: 1 - звездочка коленчатого вала (2101-1005030); 2 - ограничительный палец цепи (2101-1006050); 3 - башмак натяжителя (2103-1006090-02); 4 - натяжитель цепи (21213-1006060); 5 - звездочка распределительного вала (2101-1006020); 6 - успокоитель цепи (2101-1006100); 7 - звездочка привода валика вспомогательных агрегатов (2101-1006020); 8 - цепь (2103-1006040)
Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению операций (см. "Подготовка автомобиля к TO и ремонту").
2. Снимаем ремень генератора (см. "Ремень привода генератора - регулировка натяжения и замена").
3. Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. "Прокладка крышки головки блока цилиндров - замена").
4. Совмещаем метку на звездочке распределительного вала с выступом на корпусе подшипников (см. "Зазор между рычагами клапанов и кулачками распределительного вала - регулировка").
5. Снимаем шкив коленчатого вала (см. "Передний сальник коленчатого вала - замена").
6. При помощи зубила отгибаем лепесток стопорной шайбы болта крепления звездочки распределительного вала и отворачиваем болт (см. "Распределительный вал и рычаги клапанов - замена").
7. Торцовым ключом на 10 мм с удлинителем отворачиваем три болта крепления картера к крышке привода распределительного вала и ослабляем два соседних с ними болта.
8. Тем же инструментом отворачиваем три гайки и шесть болтов крепления крышки привода распределительного вала к блоку цилиндров.
9. Обстукиваем крышку молотком с пластмассовым бойком для лучшего отсоединения от прокладки.
10. Снимаем крышку привода распределительного вала и уплотнительную прокладку. Если на поверхностях крышки или блока остались следы прокладки, аккуратно удаляем их ножом или другим подходящим инструментом.
11. На карбюраторном двигателе наносим метки взаимного положения звездочки привода валика вспомогательных агрегатов относительно блока цилиндров. Это позволит избежать переустановки распределителя зажигания.
Примечание: На звездочке коленчатого вала и блоке цилиндров выполнены метки А, при совмещении которых поршни 1-го и 4-го цилиндров находятся в верхней мертвой точке (ВМТ).
12. Снимаем звездочку и цепь с распределительного вала (см. "Распределительный вал и рычаги клапанов - замена").
13. Снимаем натяжитель цепи привода газораспределительного механизма (см. "Натяжитель цепи привода газораспределительного механизма - замена").
14. При помощи зубила отгибаем лепесток стопорной шайбы болта крепления звездочки привода валика вспомогательных агрегатов.
15. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем болт крепления звездочки. Снимаем звездочку и цепь привода газораспределительного механизма.
При замене цепи рекомендуется заменять звездочки и башмак натяжителя.
16. Для снятия башмака натяжителя торцовым ключом на 17 мм отворачиваем болт крепления башмака.
17. Извлекаем болт из отверстия блока цилиндров и снимаем башмак натяжителя.
18. Ключом на 10 мм отворачиваем ограничительный палец и снимаем цепь привода газораспределительного механизма.
19. Съемником спрессовываем звездочку с носка коленчатого вала.
20. Проверяем состояние звеньев цепи. На роликах не должно быть сколов, трещин и других механических повреждений.
Установка
1. Устанавливаем звездочку на носок коленчатого вала.
2. Проверяем совпадение меток на блоке цилиндров и звездочке коленчатого вала.
3. Смазываем новую цепь моторным маслом и надеваем на звездочку коленчатого вала.
4. Устанавливаем ограничительный палец цепи.
5. Устанавливаем звездочку с надетой цепью на валик привода вспомогательных агрегатов по ранее нанесенным меткам, натягивая ведущую ветвь цепи.
6. Удерживая звездочку от вращения, не затягивая, заворачиваем болт крепления.
7. Поддеваем цепь проволочным крюком и поднимаем ее к распределительному валу.
8. Надеваем цепь на звездочку распределительного вала, а звездочку - на вал, обеспечивая совпадение меток.
9. Не затягивая, заворачиваем болт крепления звездочки распределительного вала.
10. "Заряжаем" натяжитель цепи и, установив его на прежнее место, "разряжаем" (см. "Натяжитель цепи привода газораспределительного механизма - замена").
11. Выключаем передачу и проворачиваем коленчатый вал на два-три оборота, обращая внимание на совпадение меток. В противном случае повторяем установку цепи.
12. При совпадении меток включаем первую передачу, затягиваем болты креплений звездочек и контрим их, загнув лепестки стопорных шайб.
13. Заворачиваем колпачковую гайку натяжителя (см. "Натяжитель цепи привода газораспределительного механизма - замена").
14. Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.
15. На карбюраторном двигателе проверяем и при необходимости корректируем угол опережения зажигания (см. "Момент зажигания - проверка и регулировка").