Маркировка поршня и шатуна
1 – стрелка для ориентирования поршня в цилиндре; 2 – ремонтный размер; 3 – класс поршня; 4 – класс отверстия для поршневого пальца; 5 – класс шатуна по отверстию для поршневого пальца; 6 – номер цилиндра
Места, на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна
Поршни
Диаметр поршней различных классов, замеренный в плоскости, перпендикулярной оси пальца на расстоянии 55 мм от днища поршня, мм:
класс А | 81,965 – 81,975 |
класс В | 81,975 – 81,985 |
класс С | 81,985 – 81,995 |
класс D | 81,995 – 82,005 |
класс Е | 82,005 – 82,015 |
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три класса через 0,004 мм, как и на других двигателях ВАЗ. Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (см. рис. Маркировка поршня и шатуна).
При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.
На днищах ремонтных поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат – на 0,8 мм.
Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
Поршневой палец
Поршневой палец плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. Палец фиксируется в поршне двумя стальными стопорными кольцами.
Шатун
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм (так же, как и поршни). Номер 5 класса клеймится на верхней головке шатуна.
По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые краской на стержне шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе. Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на головках до минимальных размеров 16,5 и 35,5 мм (см. рис. Места, на которых допускается удалять металл при подгонке массы верхней и нижней головок шатуна).
Шатунные болты запрессованы в шатун. При разборке двигателя выпрессовать болты из шатунов не допускается.
Классы шатунов по массе верхней и нижней головок
Масса головок шатуна, г | Класс | Цвет маркировки | |
верхней | нижней | ||
186 ± 2 | 519 ± 3 | A | белый |
525 ± 3 | B | голубой | |
531 ± 3 | C | красный | |
190 ± 2 | 519 ± 3 | D | черный |
525 ± 3 | E | фиолетовый | |
531 ± 3 | F | зеленый | |
194 ± 2 | 519 ± 3 | G | желтый |
525 ± 3 | H | коричневый | |
531 ± 3 | I | оранжевый |