Промежуточная опора 3 заднего конца переднего вала 2 — упругая с шариковым подшипником. Она крепится к поперечине кузова. Средний карданный шарнир — универсальный.
Наличие двух коротких карданных валов снижает вероятность вибрации их из-за дисбаланса. Два коротких вала с промежуточной опорой менее подвержены повреждениям, а опоры испытывают значительно меньшие нагрузки. Но, несмотря на перечисленные преимущества, в процессе эксплуатации все же возникает ряд неисправностей, по вине которых узлы и детали карданной передачи необходимо либо ремонтировать, либо заменять.
Стук в карданной передаче
Примерно через 50—60 тыс. км пробега может случиться, что карданная передача начнет издавать стук, и он будет возникать при трогании с места, резком разгоне или переключении передач.
Причинами возникновения стуков могут быть:
- ослабление болтов и гаек крепления эластичной муфты и фланцев карданных шарниров. Дефект возникает потому, что владелец пренебрег рекомендациями и не контролировал длительное время качество крепежа узлов и агрегатов трансмиссии;
- увеличенный зазор в шлицевом соединении карданных валов;
- увеличенный зазор в подшипниках карданных валов.
Если причиной стука карданной передачи является одна из двух последних, то карданную передачу необходимо снять, по мере возможности разобрать и заменить изношенные детали. Для снятия карданной передачи нужна смотровая канава или эстакада. Автомобиль устанавливают и фиксируют на место так же, как при снятии коробки передач или сцепления. Работы по снятию карданной передачи надо выполнять в следующей последовательности:
- снять кронштейн безопасности;
- сжать эластичную муфту приспособлением, представляющим собой обыкновенный хомут (об этом упоминалось при описании снятия сцепления), и, проворачивая вал, отвернуть гайки болтов крепления фланца эластичной муфты, снять болты и стяжной хомут;
- отсоединить задний карданный вал от фланца ведущей шестерни главной передачи;
- отсоединить оттяжную пружину направляющей заднего троса стояночного тормоза;
- отсоединить поперечину 7 (см. рис. 55) промежуточной опоры 3 от пола кузова и снять карданную передачу в направлении передней части автомобиля.
Снятую карданную передачу прежде всего необходимо отмыть и очистить от грязи и лишь затем приступить к осмотру состояния отдельных ее узлов и деталей.
Сначала проверяют карданные шарниры. Они должны легко и плавно проворачиваться и не иметь больших осевых и радиальных зазоров. Хорошо бы проверить и балансировку карданной передачи, но в домашних условиях сделать это трудно. Карданная передача считается еще вполне работоспособной, если дисбаланс не превышает 0,0022 Н·м (для справки), вилки проворачиваются плавно, без заеданий, окружной зазор в шлицевом соединении не превышает 0,30 мм и через сальники не выбрасывается смазка.
Чаще всего хлопоты доставляют крестовины 11 (см. рис. 55). В результате износа шипов крестовины и подшипников 9 увеличивается зазор между ними и карданная передача начинает греметь.
Как и в случае с распределительным валом, возникшая проблема с крестовиной карданного шарнира вызвала повышенный интерес у любознательных автолюбителей. В результате было установлено, что преждевременному износу шипов и подшипников крестовин, кроме традиционной причины — попадания грязи, способствует повышенный зазор между углами (рис. 56, а). Увеличенный зазор позволяет иглам работать с перекосом, в связи с чем шипы крестовины имеют продольные канавки, расположенные под углом к оси (рис. 56, б).
Чтобы исключить перекос, некоторые автолюбители, подобрав среди швейных игл такую, которая по своему диаметру соответствует зазору между иглами, изготовили из нее (отрезали по размеру) дополнительный элемент и заполнили им зазор. Результат оказался положительным (рис. 56, в), т. е. следы от износа — выровнялись.
Еще несколько лет назад мало кто решался менять крестовины самостоятельно. Теперь это далеко не самая сложная операция для автолюбителя. Определенные трудности при выполнении этой операции состоят в том, что в домашних условиях очень трудно балансировать карданную передачу, поэтому необходимо принимать всевозможные меры, чтобы не нарушать балансировку. С этой целью перед разборкой помечают взаимное расположение деталей друг относительно друга, чтобы при сборке они заняли то первоначальное положение, при котором проводилась балансировка. Необходимо отметить, что нарушить балансировку могут даже самые мелкие и легкие детали. Вот почему при замене крестовины метят даже стопорные кольца 8 (см. рис. 55) и обоймы 10, где стоят сальники. Для того чтобы снять крестовину, передний карданный вал устанавливают в тиски и специальными плоскогубцами (они имеют тонкие и длинные губки) снимают предварительно помеченные стопорные кольца 8.
Корпусы подшипников установлены в вилках 12 с натягом, поэтому для выпрессовки необходимо использовать либо струбцину, либо молоток и выколотку.
Приспособление (рис. 57), предложенное автолюбителем из г. Барановичи, позволяет разбирать и собирать крестовину буквально за несколько минут, даже не снимая полностью карданного вала с автомобиля. Для выполнения этой операции необходимо:
- отсоединить карданный вал от фланца редуктора заднего моста и снять все стопорные шайбы с крестовины;
- надеть кольцо (рис. 57, а) с ввернутыми в него втулками (рис. 57, б) на карданный шарнир;
- подвести втулки к вилкам, в которые запрессованы корпусы подшипников крестовины;
- в два противолежащих отверстия втулок ввернуть пальцы (рис. 57, в) до упора в донышки подшипников крестовин.
Сделав эти операции, вы надежно зафиксировали приспособление на кардане. Теперь остается лишь выпрессовать крестовину, вращая ключом размером 32 мм две втулки приспособления.
Перед сборкой шарнира надо прежде всего заполнить полости в шипах крестовины и смазать внутреннюю поверхность корпусов подшипников смазкой Фиол-1 (0,4—0,6 г), а затем вставить шипы в вилку. Корпусы подшипников вместе с иглами надевают на шипы крестовины и запрессовывают. Дефект можно считать устраненным, если осевой свободный ход крестовины практически не ощущается, так как по инструкции он не должен превышать 0,01—0,04 мм. В том случае, если зазор великоват, можно попробовать уменьшить его, установив более толстое стопорное кольцо.
Когда стук карданной передачи вызван большим окружным зазором в шлицевом соединении вилок с валом (зазор не должен превышать 0,30 мм), приходится карданную передачу разбирать полностью и менять изношенные детали. Учитывая, что ими могут быть вилки и даже валы, целесообразно ремонтные работы доверить специалистам, так как необходима специальная оснастка и, главное, после сборки карданную передачу нужно будет в обязательном порядке отбалансировать.
Практика показывает, что в особо трудном положении оказались карданные шарниры автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива». Вызвано это рядом причин: во-первых, этот автомобиль предназначен для езды там, где кончается асфальт, во-вторых, нагрузки на шарниры, несмотря на укороченную длину карданных валов, значительно больше.
Учитывая накопленный опыт, завод приступил к освоению карданных шарниров с подшипниками улучшенной конструкции, двойным уплотнением и пресс-масленками для периодического наполнения и обновления смазки.
Шум и вибрация
Шум и вибрация карданной передачи обычно возникают при скорости 80—90 км/ч. Весь автомобиль охватывает мелкая дрожь и слышится монотонный гул. Давно известно, что вибрация и сопутствующий ей гул — результат дисбаланса карданной передачи, который, в свою очередь, является следствием деформации одного из валов, увеличения зазоров или ослабления крепления опор.
Случается так, что неудачно вылетевший из-под колеса камень точно попадает по одному из карданных валов. Этого бывает достаточно, чтобы возник дисбаланс. Ездить с вибрирующим карданным валом нельзя, и обычно его приходится менять.
Шум и вибрация могут появиться после некачественно выполненных сборочных работ, т. е. из-за несовпадения монтажных меток. В этом случае все приходится начинать сначала.
Вибрацию может вызвать повышенный зазор в подшипнике промежуточной опоры. От этого дефекта ничем не избавиться, кроме как заменой подшипника. В любом из перечисленных случаев целесообразно обратиться на станцию технического обслуживания, так как обязательно потребуется балансировка.
Редко, но не исключено, что причиной вибрации оказывается ослабление крепления поперечины к кузову автомобиля. Если причина, действительно, в этом, ее легко устранить, подтянув гайки крепления поперечины.