Проверить исправность стартера могут лишь специалисты, обладающие опытом и, как минимум, тестером. Всем остальным под силу лишь проверить надежность присоединения проводов и отсутствие их внешних обрывов.
С замком зажигания проще. В тыльной его части расположена пластина, на контакты которой при помощи штекеров надеты провода. Случается, что штекер отсоединяется и цепь разрывается. Поэтому полезно проверить крепление проводов. Контакты так же могут окисляться и тогда они теряют проводимость.
Чтобы добраться до контактной пластины замка зажигания, необходимо снять верхнюю и нижнюю половины кожуха рулевого колеса. Для приведения в порядок подгоревших или окислившихся контактов замка зажигания сам замок снимать необязательно. Контактная пластина удерживается в корпусе замка пружинным кольцом, которое очень легко снять, поддев его тонким лезвием отвертки. Прежде чем снять стопорное пружинное кольцо, удерживающее пластину с контактами, снимите «минусовую» клемму аккумуляторной батареи. Эта предосторожность избавит вас от короткого замыкания при неосторожном обращении с проводами, идущими к замку зажигания. Сняв кольцо, можно вынуть пластину с контактами. Если износ контактов невелик, то неисправность можно устранить зачисткой. Когда контакты полностью износились, меняют всю контактную пластину, а то и весь замок зажигания (из-за отсутствия пластин).
Чтобы при демонтированном кожухе рулевого колеса снять замок зажигания, следует отвернуть два винта, которыми замок держится в обойме. Затем ключ зажигания установить в замке в горизонтальное положение и слева через отверстие в обойме нажать на пружинную пластину замка, которая освободит замок из противоугонного устройства рулевого колеса. На место замок зажигания устанавливают в обратной последовательности.
Если в пути обломилась одна из клемм замка зажигания, провод можно надеть на любую свободную клемму, и замок снова заработает. Случается и так: стартер исправен, но двигатель не пускается.
Такое может быть в трех случаях:
- 1) топливо не поступает в карбюратор;
- 2) нет искры, способной воспламенить смесь;
- 3) воздушная заслонка остается закрытой, когда это не нужно.
1. О наличии топлива в баке должен информировать указатель, хотя и у него могут быть неисправности. В крайнем случае можно окунуть чистый прутик в горловину топливного бака. Если не засорена трубка, идущая от топливного бака к насосу, то наличие бензина можно обнаружить, сняв трубку со штуцера насоса.
Предположим, топливо имеется. Тогда очередь за топливным насосом (рис. 42). Снимите трубку, идущую к карбюратору, и сделайте несколько качков, используя ручной привод 5 насоса. Работоспособность его тут же выяснится. Правда, имеется один нюанс: механизм ручной подкачки будет бездействовать, если толкатель 7 в это время расположится на вершине эксцентрика в, а шток 4 диафрагмы 3 — соответственно в крайнем нижнем положении. Надо всего лишь при помощи пусковой рукоятки повернуть коленчатый вал двигателя на один оборот, эксцентрик и шток займут другое положение, и механизм ручной подкачки снова заработает. Если проверка показала, что топливный насос не в силах подать топливо вверх к карбюратору, с ним необходимо разобраться. Износ или повреждение диафрагмы 3, засорение или залипание клапанов 2, засорение фильтра 1 или потеря герметичности — вот основные причины отказа топливного насоса в работе. Прежде всего надо проверить герметичность топливного насоса, гак как это чревато пожаром. Кроме того, это экономически невыгодно. И еще. Нарушение герметичности позволяет воздуху проникать внутрь насоса, в полость разрежения.
2. Если исключить систему питания, причиной бездействия двигателя может быть система зажигания. В связи с какими-то, пока еще неизвестными нам причинами, система зажигания не способна создать искру, которая смогла бы воспламенить сжатую в камере сгорания смесь.
Система зажигания имеет две цепи: низкого и высокого напряжений. В цепь низкого напряжения включены: аккумуляторная батарея — замок зажигания — первичная обмотка катушки зажигания — конденсатор — контакты прерывателя. Цепь высокого напряжения состоит из вторичной обмотки катушки зажигания — центрального провода высокого напряжения — уголька крышки распределителя — ротора — крышки распределителя — проводов высокого напряжения — свечей зажигания.
В разбираемом случае коленчатый вал двигателя проворачивается стартером, следовательно, аккумуляторная батарея исправна. Проверяют наличие искры между проводом высокого напряжения свечи и массой. С этой целью снимают один провод со свечи, оголяют конец провода (колпачок сдвигают вверх) и устанавливают его так, чтобы между концом провода и массой был зазор не более 5 мм.
Проворачивают коленчатый вал при помощи стартера или пусковой рукоятки. Между проводом и массой должна проскочить искра. Если искра проскакивает на всех проводах (каждый провод проверяют отдельно), то причинами могут быть только свечи зажигания. Если на каком-нибудь из проводов искры нет, то проверить необходимо сам провод высокого напряжения и крышку распределителя. Если искры нет ни на одном из свечных проводов, то центральный провод вынимают из гнезда крышки распределителя и проверяют наличие искры между ним и массой. При проверке могут быть следующие варианты:
- при вращении коленчатого вала искра между центральным проводом и массой имеется. В этом случае неисправность в распределителе (крышке, роторе с резистором, угольке);
- при вращении коленчатого вала искры не возникает. В этом случае надо проверить цепь низкого напряжения: замкнуть контакты прерывателя и с помощью контрольной лампы проверить наличие напряжения на всех элементах цепи низкого напряжения от контактов до аккумуляторной батареи.
Если цепь низкого напряжения исправна, а при размыкании контактов между ними проскакивает искра, то дефект — в катушке зажигания (во вторичной обмотке). Когда искры между контактами нет, причину следует искать прежде всего в самих контактах, т. е. настолько чисты их поверхности и каков зазор между ними.
Если причина не в контактах, необходимо подсоединить провод контрольной лампы к «массе» и при разомкнутых контактах и включенном зажигании прикоснуться другим концом провода контрольной лампы сначала к клемме Б, а затем к клемме без обозначения. Чаще лампа не будет вспыхивать при контакте с безымянной клеммой. В подобном случае многие водители считают, что причина в катушке зажигания, но имеется и другая причина — пластмассовая шайба, к которой крепится провод прерывателя. Шайба замасливается, в результате чего нарушается изоляция подвижного контакта.
Когда имеется утечка тока из-за трещин в проводах, колпачках и других деталях, место утечки легче всего определять в темноте. Проскакивающая искра в темноте прекрасно видна.
Часто двигатель при исправной системе питания не удается пустить из-за неисправностей крышки распределителя или ротора. Трещины, сильное загрязнение, утеря угольного электрода — вот основные причины. Устраняют их заменой некачественных деталей новыми. Иногда, если неисправность вас застала в дороге, а новых деталей нет, крышку или ротор пытаются ремонтировать. Находят трещины, их зачищают, протирают и заливают клеем БФ, если юн случайно оказался под рукой.
Опробирован еще один способ ремонта ротора (бегунка). Его снимают, отвернув два винта, на центробежный автомат кладут сложенный вдвое полиэтиленовый пакет, а затем устанавливают на место пробитый ротор. Остается обрезать выступающие концы пленки и установить крышку. Чтобы уменьшить вероятность пробоя ротора, некоторые автолюбители наносят на внутреннюю сторону нового бегунка (ротора) несколько слоев лака или тонкий слой эпоксидной смолы. Когда потерян уголек, его временно могут заменить либо уголек от батарейки карманного фонаря, либо обыкновенный ивовый пруток, но сырой. Как видите, наиболее упорные и любознательные добиваются своего и доезжают до станции технического обслуживания. Однако не всегда удается обнаружить неисправность, двигаясь по цепочке вперед.
Если, например, никакими манипуляциями не удается получить искру, потрогайте катушку зажигания Она должна быть горячей. Это симптом межвитковoro замыкания. Такую катушку необходимо менять.
Остались провода высокого напряжения и свечи зажигания. Провода могут подвести, если они очень старые с потрескавшейся изоляцией или очень грязные, особенно в наконечниках. Регулярно следить за их состоянием — обязательное условие, а если провода свое отработали, замените их вместе с колпачками.
В поисках неисправности, вызвавшей затруднения при пуске двигателя, нельзя обойти и момент установки зажигания.
3. Существенной причиной, влияющей на пуск двигателя, является положение воздушной заслонки карбюратора при первых вспышках искры в цилиндрах. Чтобы разобраться, почему воздушная заслонка закрыта, когда это не требуется от нее, следует несколько ознакомиться с пусковым устройством (рис. 43) карбюратора. Механизм пускового устройства располагается в самом карбюраторе, а привод управления (рукоятка, трос и оболочка троса) — вне его.
Привод пускового устройства (подсоса) работает нормально, если тяга с рукояткой передвигается легко, без заеданий. При вдвинутой до упора ручке воздушная заслонка должна быть полностью открыта и наоборот. Качество работы привода легко проконтролировать, если снять воздухоочиститель и заглянуть в карбюратор.
Следует помнить: при полностью вытянутой рукоятке привода пускового устройства воздушная заслонка с помощью штока 3 должна приоткрываться на 4,5±0,25 мм. Холодный двигатель, работающий при полностью вытянутой рукоятке привода пускового устройства, имеет частоту вращения коленчатого вала 1800—2500 об/мин. Регулировка положения воздушной заслонки 1, а следовательно, и указанной частоты вращения коленчатого вала достигается подгибанием тяги 2 или вращением винта 4. Выворачивая винт 4, ослабляем давление на диафрагму, и воздушная заслонка открывается на больший угол.
Случается, что вращением регулировочного винта 4 необходимых результатов не добиваешься. Тогда приходится отворачивать винты, снимать крышку корпуса пускового устройства и выяснять причины.