Техническая характеристика
Рулевой механизм — червячная передача с глобоидным червяком на шарикоподшипниках и двухгребневым роликом на игольчатых подшипниках. Передаточное число 16,4.
Рулевой привод — симметричный с тремя поперечными тягами (одна средняя и две крайние), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами на поворотных кулаках колес. Крайние поперечные тяги симметричны и независимы для каждого колеса.
Максимальное усилие на рулевом колесе при повороте на месте на гладкой плите — 25 кгс.
Свободный ход рулевого колеса не более 5° (18—20 мм по ободу).
Рулевое управление — травмобезопасное, с противоугонным устройством.
Открыть большую картинку в новой вкладке »
1. Стяжной хомут. 2. Левый поворотный кулак. 3. Крайняя левая тяга. 4. Сошка. 5. Средняя тяга. 6. Маятниковый рычаг. 7. Упорная шайба наконечника. 8. Коническая пружина. 9. Палец шарового шарнира. 10. Вкладыш. 11. Защитный чехол. 12. Гайка крепления пальца. 13. Крайняя правая тяга. 14. Правый поворотный кулак. 15. Поворотный рычаг. 16. Регулировочная муфта. 17. Стяжной болт. 18. Болт крепления кронштейна. 19. Кронштейн. 20. Шайба оси. 21. Уплотнительная втулка. 22. Ось маятникового рычага. 23. Правый передний лонжерон. 24. Рулевое колесо ВАЗ-2103. 25. Пробка. 26. Болты крепления кронштейна. 27. Верхний кожух вала. 28. Вал рулевого управления. 29. Кольцо включателя. 30. Рулевое колесо. 31. Переключатель указателей поворота и света фар. 32. Втулка верхней опоры вала. 33. Труба верхней опоры вала. 34. Выключатель зажигания. 35. Нижний кожух вала. 36. Кронштейн крепления вала. 37. Суяжной болт наконечника. 38. Левый передний лонжерон. 39. Болт крепления рулевого механизма. 40. Нижняя крышка корпуса. 41. Регулировочные прокладки. 42. Ось ролика. 43. Упорная шайба ролика. 44. Двухгребневой ролик. 45. Уплотнительная прокладка. 46. Верхняя крышка корпуса. 47. Шайба регулировочного винта. 48. Стопорная шайба. 49. Регулировочный винт. 50. Червяк рулевого механизма. 51. Шарикоподшипник. 52. Валик червяка. 53. Самоподжимной сальник. 54. Втулка вала сошки. 55. Корпус рулевого механизма. 56. Самоподжимной сальник. 57. Вал сошки в сборе. 58. Дистанционное кольцо. 59. Контргайка. 60. Нижнее контактное кольцо. 61. Верхнее контактное кольцо. 62. Гайка. 63. Пружина включателя. 64. Верхняя контактная пластина. 65. Включатель звукового сигнала. 66. Пружина включателя. 67. Декоративные крышки. 68. Нижнее контактное кольцо.
В рулевой механизм входят следующие основные узлы: рулевое колесо, вал рулевого управления и червячная передача.
Рулевое колесо изготовлено из пластмассы, армированной стальным каркасом.
К ступице рулевого колеса ВАЗ-2101 и 2102 с двух сторон приклепаны контактные кольца 61 и 60 включателя звукового сигнала.
К ступице рулевого колеса ВАЗ-2103 вместо верхнего кольца 61 приклепаны две контактные пластины 64. Верхнее контактное кольцо 61 и контактные пластины 64 замыкаются на массу кольцом 29 включателя звукового сигнала (ВАЗ-2101 и 2102), поджатым тремя пружинами 63, или включателем 65 звукового сигнала (ВАЗ-2103) с одной центральной пружиной 66. На кольцо включателя и включатель звукового сигнала устанавливаются декоративные пластмассовые крышки 67.
Ступица рулевого колеса устанавливается на вал рулевого управления шлицевым отверстием со сдвоенной впадиной, расположенной в плоскости ступицы колеса.
Верхний посадочный конец вала 28 рулевого управления — шлицевой с одним сдвоенным шлицем для соединения рулевого колеса с валом в определенном положении. Рулевое колесо крепится к валу гайкой 62, которая после затяжки моментом 5 кгс·м контрится кернением в одной точке.
Вал 28 нижним шлицевым наконечником устанавливается соосно на валик 52 червяка и закрепляется стяжным болтом 37. Установка вала 28 относительно валика червяка строго определена благодаря сдвоенному шлицу валика и двойной впадине в наконечнике.
Примерно на одной трети длины от верхнего конца на вал рулевого управления насажено и приварено кольцо (на рисунке не показано) с пазом для захода запорной собачки противоугонного устройства. Ниже кольца на валу проточена пологая радиусная шейка. Шейка необходима как элемент безопасности, т. е. при столкновении автомобиля с препятствием изгиб (или излом) вала рулевого управления от возможного удара водителя о рулевое колесо проходит по этой шейке, гася энергию удара.
Верхний конец вала 28 вращается в подшипнике, представляющем собой полиамидную втулку 32, запрессованную в трубу 33 верхней опоры. На верхний конец трубы установлен переключатель 31 указателей поворота и света фар. Нижний конец трубы 33 верхней опоры зажат в правом гнезде кронштейна 36 стяжным болтом.
В левом гнезде кронштейна 36 установлен выключатель 34 зажигания с противоугонным устройством и закреплен двумя винтами. Кронштейн 36 привернут к кронштейну панели четырьмя болтами 26, причем при окончательной затяжке головки болтов обрываются. Верхний конец вала 28 и кронштейн 36 защищены верхним 27 и нижним 35 пластмассовыми кожухами.
Червячная передача рулевого механизма заключена в алюминиевый корпус 55, который крепится к переднему левому лонжерону 38 кузова тремя болтами 39 с самоконтрящимися гайками. Для правильной (соосной) установки корпуса 55 два отверстия под болты сделаны овальными, а между привалочной плоскостью корпуса 55 и лонжероном установлены регулировочные прокладки. Окончательный момент затяжки гаек — 4 кгс·м.
Червяк 50 вращается в двух радиально-упорных подшипниках 51. Роль внутренних обойм подшипников выполняют беговые дорожки шариков на торцах червяка. Радиальный и осевой зазоры в подшипниках регулируются подбором прокладок 41 толщиной от 0,1 до 0,5 мм, которые устанавливаются между корпусом 55 и нижней поджимной крышкой 40.
Червяк напрессовывается усилием более 800 кгс на валик 52 в определенном положении, обусловленном шпоночным выступом в отверстии червяка и шпоночным пазом валика. Выход валика из корпуса уплотнен самоподжимным сальником 53, запрессованным в расточку корпуса.
В зацеплении с червяком находится двухгребневой ролик 44. Зацепление выполнено со смещением осей ролика и червяка на 5,5 мм (для возможности регулирования беззазорного зацепления); угол смещения оси ролика — 7° (для улучшения контакта ролика с винтовой поверхностью червяка). Ролик посажен на ось 42 и вращается в двухрядном игольчатом бессепараторном подшипнике с дистанционным кольцом 58 между рядами иголок. Ось 42 ролика установлена в ушках вала 57; концы ее после сборки расклепываются с помощью электронагрева. Необходимая посадка ролика относительно ушек вала обеспечивается подбором упорных шайб 43, установленных на ось с торцов ролика.
Вал 57 шлифованной шейкой установлен в расточке корпуса 55 в двух бронзовых втулках 54. Положение вала фиксируется регулировочным винтом 49, головка которого со специальной шайбой 47, подбираемой по толщине для обеспечения определенной посадки, заведена в Т-образный паз головки вала. Регулировочный винт 49 ввернут в крышку 46, от поворота застопорен фигурной шайбой 48 и затянут контргайкой 59. При увеличении свободного хода рулевого колеса зазор в зацеплении пары червяк—ролик выбирается ввертыванием регулировочного винта 49.
На конические шлицы нижнего конца вала 57 на плотной посадке установлена сошка 4 в строго определенном положении благодаря сдвоенному шлицу на валу и сдвоенной впадине в отверстии сошки. Нижний конец вала 57 уплотнен самоподжимным сальником 56, запрессованным в расточку корпуса 55.
Рулевой механизм смазывается трансмиссионным маслом ТАд-17и, которое заливается в корпус через отверстие в крышке, закрываемое пробкой 25; заправочная емкость 0,215 л или 0,195 кг.
Верхняя опора вала рулевого управления при эксплуатации в смазке не нуждается.
Рулевой привод (рулевая трапеция) имеет сошку 4, шарнирно соединенные с ней среднюю тягу 5 и крайнюю левую тягу 3, маятниковый рычаг 6 и шарнирно соединенную с ним крайнюю правую тягу 13, а также поворотные рычаги 15. С внутренней стороны правого переднего лонжерона 23 на два болта 18 с самоконтрящимися гайками привернут кронштейн 19 маятникового рычага.
Корпус кронштейна 19 отлит из алюминия. В сквозную расточку корпуса вставлены две полиуретановые втулки 21, в которых вращается ось маятникового рычага. Торцы расточки корпуса закрыты шайбами 20, из которых верхняя плотно насажена на лыски оси и поджата корончатой гайкой моментом затяжки, обеспечивающим поворот рычага с усилием 500—1300 гс. Нижняя шайба поджата самоконтрящейся гайкой моментом затяжки 10 кгс·м. Поверхности трения шайб с торцами втулок 21 защищены уплотнительными резиновыми кольцами. При сборке втулки 21 смазываются, а полость расточки кронштейна заполняется смазкой ЛИТОЛ-24, количества которой достаточно для смазки в течение длительного времени.
Сошка 4 соединяется с маятниковым рычагом 6 средней тягой 5 при помощи шаровых шарниров. В рулевом приводе для крепления тяг к рычагам применено шесть однотипных шаровых шарниров. Конструкция шарнира достаточно проста, надежна и практически не требует обслуживания в процессе эксплуатации. Овальные отверстия в наконечниках крайних (правой и левой) тяг позволяют отклоняться пальцу шарнира в продольном направлении на 22 , а в поперечном — на 11. Отверстия наконечников средней тяги — круглые.
Палец 9 вместе с вкладышем 10 вставлен в конусную расточку наконечника тяги и поджат спиральной конической пружиной 8. Постоянно поджатый вкладыш, имеющий продольный разрез, автоматически устраняет зазор, возникающий по мере износа поверхностей трения. Нижний конец пружины 8 упирается в опорную шайбу 7, завальцованную в расточку наконечника. Сверху соединение пальца с вкладышем защищено от попадания грязи и влаги резиновым чехлом 11, нижний армированный конец которого напрессован на расточку наконечника, а верхний конец обжимает цилиндрическую шейку пальца. При сборке во внутреннюю свободную полость расточки наконечника закладывается смазка ШРБ-4. Эту же смазку закладывают на 50—70% от объема под защитный резиновый чехол. Этого количества смазки при хорошем состоянии защитного чехла достаточно на весь срок службы шарового шарнира.
Шаровой палец конической поверхностью установлен в отверстие рычага (сошки, маятникового, поворотного рычагов) и затянут гайкой 12 моментом 5,5 кгс·м. Положение гайки фиксируется шплинтом.
Крайние тяги 3 рулевой трапеции — составные из двух наконечников. Хвостовики обоих наконечников имеют правую и левую резьбу и соединяются между собой разрезными регулировочными муфтами 16 с резьбой правого и левого направления. Таким образом, вращая регулировочную муфту 16, можно удлинять или укорачивать крайнюю рулевую тягу. Это необходимо при регулировании схождения колес. После регулирования муфты по концам стягиваются хомутами 1 при помощи болтов 17 с гайками. Перед затяжкой гаек болты надо расположить за тягами, как показано на листе.
Усилия поворота от крайних тяг воспринимаются поворотными рычагами 15, закрепленными на поворотных кулаках 14.