Открыть большую картинку в новой вкладке »
1. Выключатель сигнала торможения. 2. Тормозная педаль. 3. Вакуумный усилитель. 4. Поршень гидропривода передних тормозов. 5. Главный тормозной цилиндр. 6. Поршень гидропривода задних тормозов. 7. Трубопровод контура гидропривода задних тормозов. 8. Колесные цилиндры (внутренний и наружный) передних тормозов. 9. Поршень цилиндров передних тормозов. 10. Тормозные колодки. 11. Тормозной диск. 12. Трубопровод контура гидропривода передних тормозов. 13. Питательный бачок ВАЗ-2103. 14. Регулятор давления. 15. Трубопровод к колесным цилиндрам задних тормозов. 16. Поршень регулятора. 17. Тормозная колодка. 18. Колесный цилиндр заднего тормоза. 19. Поршни колесного цилиндра. 20. Накладка тормозной колодки. 21. Короткое плечо рычага.
На приведенной схеме показано взаимодействие узлов и деталей тормозной системы автомобиля ВАЗ-2103, усложненной введением вакуумного усилителя, в сравнении с тормозной системой ВАЗ-2101, 2102. Схема работы тормозов ВАЗ-2101, 2102 в остальном аналогична схеме ВАЗ-2103.
I. Исходное положение. система расторможена
В исходном положении тормозная педаль 2 оттянута пружиной до упора в выключатель 1 сигнала торможения. Толкатель вакуумного усилителя, а вместе с ним и корпус клапана со штоком отжаты возвратной пружиной и находятся в крайнем заднем положении.
Доступ наружного воздуха в атмосферную полость В перекрыт, и вакуумная полость А свободно сообщается с полостью В.
При работающем двигателе в обеих полостях создается разрежение, так как вакуумная полость А соединена с впускной трубой двигателя.
Поршни 4 и 6 главного тормозного цилиндра 5 под действием возвратных пружин отжаты в крайнее заднее положение и упираются в стопорные винты. Распорные кольца, упираясь в стопорные винты, отжимают уплотнители в переднее положение, открывая проходы для тормозной жидкости.
Полости главного цилиндра свободно сообщаются с полостями питательного бачка 13 и с трубопроводами 7 и 12.
Поршни 9 колесных цилиндров передних тормозов отжаты от тормозных колодок 10 примерно на 0,1 мм за счет упругой деформации уплотнительных колец. Тормозные колодки 10, не испытывая давления со стороны поршней, остаются лишь в легком соприкосновении с поверхностями трения тормозного диска.
При движении автомобиля без торможения поршень 16 регулятора поднят в крайнее верхнее положение до упора выступом головки в пробку регулятора. Тормозная жидкость может свободно проходить из трубопровода 7 в трубопровод 15 к колесным цилиндрам 18 задних тормозов. Усилием стяжной пружины тормозные колодки 17 упираются в регулировочные эксцентрики (ВАЗ-2101, 2102) и втулками в оси (ВАЗ-2103). Поршни 19 вдвинуты внутрь колесных цилиндров, но остаются поджатыми к тормозным колодкам более слабой, чем стяжная пружина, распорной пружиной. Между тормозным барабаном и накладками тормозных колодок имеется зазор 0,1—0,15 мм (ВАЗ-2101, 2102) и 0,8 мм (ВАЗ-2103).
II. Начало торможения
При движении автомобиля ВАЗ-2103 с работающим двигателем в полостях А и В вакуумного усилителя создается разрежение, передаваемое от впускной трубы двигателя.
Водитель, нажимая на тормозную педаль 2, перемещает толкатель клапана усилителя. Буртик клапана, дойдя до отверстия в корпусе клапана, закроет кольцевую щель и разобщит атмосферную полость В и вакуумную полость А усилителя.
Поршень клапана усилителя уходит вперед, между поршнем и буртиком клапана появляется зазор, который соединяет полость В с атмосферой. Заполняя вакуум, наружный воздух поступает через фильтр усилителя, проходит между передним концом толкателя и буртиком клапана и далее по каналу попадает в полость В, создавая давление на корпус клапана через диафрагму, разделяющую усилитель на полости, и тем самым снижает необходимое усилие на тормозной педали.
Развиваемое на корпус клапана давление зависит от степени разрежения во впускной трубе двигателя и от усилия нажатия ногой на тормозную педаль.
Вместе с корпусом клапана перемещается и шток. Выбрав зазор между наконечником и поршнем 4, шток перемещает поршень вперед.
При отходе от стопорного винта задняя кромка кольцевой канавки поршня прижимается к уплотнителю и разобщает полость гидропривода передних тормозов от полости питательного бачка 13. С этого момента при дальнейшем продвижении поршня 4 в полости гидропривода передних тормозов давление тормозной жидкости передается по трубопроводам 12 во внутренние колесные цилиндры и далее по соединительным трубкам — в наружные колесные цилиндры передних тормозов.
Давление тормозной жидкости, преодолевая упругую деформацию уплотнительных колец, выдвигает поршни 9 из колесных цилиндров передних тормозов до соприкосновения с тормозными колодками. При дальнейшем возрастании давления тормозные колодки зажимают тормозные диски 11, затормаживая вращение передних колес.
Если в этот момент водитель прекратит нажим на педаль, но, не снимая ноги, оставит ее нажатой, то корпус клапана вакуумного усилителя пройдет вперед под давлением атмосферного воздуха на величину зазора между упорной пластиной и канавкой поршня клапана. При этом освобожденный буртик клапана, дойдя до буртика поршня, перекроет поступление воздуха в полость В, а избыток давления воздуха в полости В перейдет в вакуумную полость усилителя через вновь открывшуюся кольцевую щель, канал в корпусе усилителя и далее во впускную трубу двигателя. Давление в обеих полостях уравновесится и серводействие усилителя прекратится.
Если возобновить нажим на педаль тормоза, то возрастающее давление тормозной жидкости в полости гидропривода передних тормозов начнет перемещать поршень 6 гидропривода задних тормозов. С началом перемещения поршня 6 повторится та же последовательность взаимодействия деталей, сопряженных с этим поршнем.
Возрастающее давление тормозной жидкости в полости гидропривода задних тормозов будет передаваться по трубопроводу 7, через регулятор 14 и трубопроводы 15 в колесные цилиндры 18 задних тормозов. Перемещаясь под давлением тормозной жидкости, поршни 19 раздвигают и прижимают тормозные колодки 17 к поверхности трения тормозного барабана.
С начала торможения масса автомобиля стремится переместиться вперед, нагрузка на переднюю подвеску возрастает, а на заднюю уменьшается. Благодаря этому задок кузова начнет приподниматься, короткое плечо 21 рычага привода регулятора опускается вниз, так как другое (длинное) плечо рычага, связанное с балкой заднего моста, копирует перемещение подвески. Поршень 16 под давлением тормозной жидкости, преодолевая сопротивление пружины, начинает опускаться.
III. Полное торможение
В момент полного торможения движущегося автомобиля происходит максимальное перемещение нагрузки с задней подвески на переднюю и наибольший подъем задка кузова. Сцепление задних колес с дорогой падает. Поршень 16 регулятора, опускаясь ниже, соприкасается своей головкой с уплотнителем и перекрывает подачу жидкости в колесные цилиндры задних тормозов. Дальнейшее затормаживание задних колес прекращается, возможное проскальзывание колес относительно дороги и занос автомобиля предотвращаются.
До тех пор, пока задок кузова не опустится и короткое плечо 21 не поднимет поршень 16, он останется прижатым к уплотнителю разностью сил, приложенных к головке с двух сторон: сверху давление тормозной жидкости в колесных цилиндрах, умноженное на площадь головки; снизу давление тормозной жидкости от главного тормозного цилиндра, умноженное на площадь нижнего пояска головки, а также усилие сжатия пружины поршня и усилие закрутки рычага привода.
При выходе из строя контура гидропривода задних тормозов давление тормозной жидкости, развиваемое при продвижении поршня 4, передвинет поршень 6 до упора в пробку. При этом отверстия, сообщающие полость гидропривода задних тормозов с питательным бачком и с трубоприводом 7, будут перекрыты, утечки тормозной жидкости не произойдет, а контур гидропривода передних тормозов сохранит полную работоспособность.
В этом случае возрастут только лишь свободный ход тормозной педали и тормозной путь.
При выходе из строя контура гидропривода передних тормозов поршень 4 продвинется вперед до упора в поршень 6, перекроет компенсационное отверстие, сообщающее полость с питательным бачком, и при дальнейшем нажатии на тормозную педаль приведет в действие контур гидропривода задних тормозов. Свободный ход педали и тормозной путь также увеличатся.
IV. Растормаживание
Если освободить педаль, то она вернется в исходное положение усилием оттяжной пружины до упора (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102) в выключатель 1 стоп-сигнала. Возврат педали тормоза в исходное положение у ВАЗ-2103 протекает несколько иначе, так как педаль связана с поршнем клапана усилителя при помощи толкателя. Освобожденная педаль тянет за собой толкатель клапана усилителя и поршень. Поршень, соприкоснувшись с буртиком клапана усилителя, закрывает доступ наружного воздуха в полость В. Буртик отходит от краев отверстия под поршень и открывает кольцевую щель, которая сообщает атмосферную полость В с вакуумной А через каналы. Серводействие усилителя прекращается, и тормозная педаль, корпус, клапана вместе со штоком возвращаются в исходное положение.
Не испытывая давления со стороны штока (у ВАЗ-2103), а у ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 со стороны толкателя, поршни 4 и 6 под действием возвратных пружин отходят назад в исходное положение до упора в стопорные винты. При возврате распорные кольца, упираясь в стопорные винты, отводят уплотнители к передней стенке кольцевой канавки поршней и сообщают полости главного цилиндра с питательным бачком.
Поршни 9 заднего тормоза отводятся в нерабочее положение сокращением уплотнительных колец, упруго-деформированных выходом поршней из цилиндров в начале торможения, а поршни 19 заднего тормоза — сокращением стяжной пружины. Излишек тормозной жидкости перетекает через компенсационные отверстия в питательный бачок 13.