Охлаждающая жидкость
Через каждые 10 000 км пробега проверяйте и при необходимости восстанавливайте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
При выпуске автомобиля с завода система охлаждения заполняется специальной жидкостью ТОСОЛ А-40М. Эта жидкость представляет собой этиленгликолевую смесь, не замерзающую при температуре до минус 40°С, обладает антикоррозийными, антивспенивающими свойствами, препятствует образованию накипи и не требует замены в течение трех лет. Поэтому уход за системой охлаждения во время указанного срока заключается лишь в периодической проверке уровня жидкости в расширительном бачке. Уровень жидкости должен быть всегда на 3—4 см выше риски «Ml N» (рис. 35). Проверку производите только на холодном двигателе. Если уровень жидкости находится ниже риски «MIN», добавьте в расширительный бачок той же жидкости.
В тех случаях, когда уровень жидкости постоянно понижается и приходится часто ее доливать, проверьте герметичность системы охлаждения и устраните неисправность.
В крайнем случае в систему охлаждения можно добавлять чистую воду. При этом придерживайтесь следующего порядка:
- охладите двигатель;
- снимите пробки с радиатора и расширительного бачка;
- залейте воду в радиатор; воду заливайте до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины;
- поставьте на место пробку радиатора;
- долейте в расширительный бачок воды столько, чтобы ее уровень стал на 3—4 см выше риски «MIN»;
- поставьте на место пробку бачка.
В холодное время года после добавления воды в систему охлаждения перед началом движения прогрейте двигатель, чтобы жидкости перемещались.
Имейте в виду, что при добавлении воды в систему температура замерзания смеси повышается и поэтому при первой же возможности выполните необходимый ремонт системы и залейте в нее соответствующую жидкость.
Через каждые три года или каждые 60 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше) систему охлаждения промойте, а охлаждающую жидкость замените новой. Для удаления жидкости из системы охлаждения отверните пробку 2 (рис. 36) сливного отверстия нижнего бачка радиатора и пробку 3 сливного отверстия на левой стороне блока цилиндров. При этом рычаг управления краном отопителя установите в крайнее правое положение. Остаток жидкости из расширительного бачка удаляйте, отсоединив крепление и подняв бачок на соответствующую высоту.
Рис. 36. Сливные отверстия системы охлаждения: 1 - термовыключатель; 2 - пробка в нижнем бачке радиатора; 3 - пробка в блоке цилиндров.
Если пробка 2 в нижнем бачке радиатора отсутствует, то для слива охлаждающей жидкости отсоедините провода и выверните термовыключатель 1.
Систему охлаждения промывайте следующим образом:
- заполните систему чистой водой, пустите двигатель, дайте ему поработать до прогрева нижнего бачка радиатора и при работающем на режиме холостого хода двигателе слейте воду через сливные отверстия;
- остановите двигатель, охладите его, заполните снова систему чистой водой и повторите указанную выше операцию.
После промывки залейте в систему охлаждающую жидкость. Если отсутствует специальная охлаждающая жидкость, допускается при температуре окружающего воздуха выше 0°С применять чистую воду, по возможности нежесткую, чтобы избежать интенсивных отложений накипи, приводящих к перегреву двигателя в нормальных условиях эксплуатации автомобиля. При использовании жесткой воды промывайте систему охлаждения два раза в год с применением специальных веществ для очистки накипи.
Если на автомобиле установлен алюминиевый радиатор с пластмассовыми бачками, то применение воды не допускается.