Открыть большую картинку в новой вкладке »
1. Насос омывателя ветрового стекла. 2. Шатунная тяга. 3. Кривошип. 4. Скоба. 5. Электродвигатель. 8. Трубка от бачка к насосу. 7. Бачок омывателя ветрового стекла. 8. Фильтр. 9. Шестерня редуктора. 10. Ось шестерни. 11. Пружинная пластина. 12. Панель. 13, 14. Контактные стойки. 15. Крышка. 16. Вал якоря. 17. Крышка-картер редуктора. 18. Коллектор. 19. Щетка. 20. Щеткодержатель. 21. Корпус. 22. Сердечник якоря. 23. Постоянный магнит. 24. Войлочное кольцо. 25. Втулка. 26. Подпятник. 27. Рычаг щетки стеклоочистителя СЛ-191А. 28. Пружина рычага. 29. Пружина крепления рычага. 30. Ось поводка стеклоочистителя СЛ-191А. 31. Внутренний уравнитель. 32. Поводок. 33. Промежуточная тяга. 34. Ось поводка стеклоочистителя СЛ-191Б. 35. Гайка крепления рычага. 36. Винт крепления жиклера. 37. Распылитель. 38. Корпус жиклера. 39. Трубка от тройника к правому жиклеру. 40. Левый жиклер. 41. Тройник. 42. Трубка от тройника к левому жиклеру. 43. Трубка от насоса к тройнику. 44. Поводок. 45. Вкладыши. 46. Распорная пружина. 47. Втулки. 48. Войлок. 49. Кронштейн поводка. 50. Стяжной винт. 51. Задняя крышка. 52. Траверса. 53. Шунтовая катушка обмотки статора. 54. Полюс статора. 55. Передний подпятник. 56. Пружина подпятника. 57. Кулачок 58. Контактный диск. 59. Пружина толкателя. 60. Толкатель. 61. Тормозная катушка обмотки статора. 62. Сериесная катушка обмотки статора.
Стеклоочиститель
На автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 применяются стеклоочистители СЛ-191А и СЛ-191 Б, имеющие различное крепление рычагов щеток. У СЛ-191А они крепятся пружинной пластиной 29, а у СЛ-191 Б — гайкой 35. В стеклоочистителях СЛ-191А используется электродвигатель МЭ-241, а в СЛ-191Б— электродвигатель МЭ-241 или МЭ-241А.
На автомобилях ВАЗ-2103 применяются стеклоочистители СЛ-193. От стеклоочистителей автомобиля ВАЗ-2101 они отличаются профилем уравнителей 31, рычагами щеток и самими щетками. Эти стеклоочистители оснащены электродвигателями МЭ-241.
Стеклоочистители устанавливаются под капотом в коробке воздухозаборника. Нижняя часть скобы 4 с электродвигателем крепится двумя шпильками к кронштейну на дне коробки, а верхняя часть скобы и кронштейн 49 поводка — к панели рамы ветрового окна с помощью пластмассовых дистанционных втулок-уравнителей, между которыми зажимается панель после затягивания гайки.
Вращение кривошипа 3 тягой 2 преобразуется в качание поводков 44 и 32, связанных тягой 33, Частота качания рычагов составляет 50—70 двойных ходов в минуту. Оси поводков вращаются каждая в двух металлокерамических втулках 47, разделенных войлочной вставкой 48. Втулки и войлок пропитаны маслом. Тяги 2 и 33 соединяются с поводками и кривошипом сферическими шарнирами, в которых находятся по два полусферических металлокерамических вкладыша 45, пропитанных маслом, которым заполнено также и пространство между вкладышами. Вкладыши разжимаются пружиной 46. Рычаги щеток имеют пружины 28, которыми щетки прижимаются к стеклу.
Омыватель ветрового стекла
Омыватель ветрового стекла состоит из питающего бачка 7, нагнетательного насоса 1, двух распылительных жиклеров и соединительных пластмассовых трубок с тройником. Бачок устанавливается в отсеке двигателя и крепится к брызговику левого колеса на двух крючках. Жиклеры устанавливаются в отверстиях панели рамы ветрового окна с помощью эластичных пластмассовых втулок, надеваемых на корпус жиклера.
Бачок сварен из двух листов поливинилхлоридной пленки, к которым приварена пластмассовая горловина, и имеет в верхней части два ушка для навески бачка на крючки. Отверстия в ушках усилены металлической окантовкой. Емкость бачка автомобиля ВАЗ-2101 составляет 0,75 л, а автомобиля ВАЗ-2103 — 1 л. Жидкость из бачка через сетчатый фильтр 8, который находится на конце трубки 6, засасывается насосом, подается к жиклерам и через прорези з распылителях 37 брызгается но стекло.
Жиклеры состоят из корпуса 38 и распылителя 37 с крепежным винтом 36 и прокладками. Регулировка направления омывающей струи осуществляется поворотом корпуса жиклера в пластмассовой втулке и поворотом распылителя 37 после ослабления крепежного винта 36.
Электродвигатели стеклоочистителя
Техническая характеристика:
- Номинальное напряжение, В — 12
- Максимальный эффективный момент на валу редуктора*, кгс·м — 0,20 (0,19**)
- Потребляемая сила тока при моменте 0,10 кгс·м*, А — ≤2,8 (3,5**)
- Частота вращения вала редуктора при моменте 0,10 кгс·м*, об/мин — ≥50 (52**)
* При напряжении 14 В и температуре 25°С
** Для электродвигателя МЭ-241А.
В стеклоочистителях применяются двухщеточные двухполюсные электродвигатели постоянного тока МЭ-241 с возбуждением от постоянных магнитов или МЭ-241 А с электромагнитным возбуждением. В один узел с электродвигателем объединен червячный редуктор.
Электродвигатель МЭ-241 имеет стальной штампованный корпус 21, внутри которого пружинными держателями закреплены два постоянных магнита 23, образующие вместе с корпусом статор. Стальной вал 16 якоря на средней части имеет продольную накатку, а на переднем конце — однозаходный червяк. На накатанную часть вала напрессован сердечник 22, набранный из пластин электротехнической стали. В пазы сердечника, изолированные картоном, уложена волновая обмотка якоря, выводы секций которой припаяны к медным пластинам коллектора 18. Коллектор, имеющий пластмассовое основание, напрессован на вал со стороны червяка. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, закрепленных стальными обоймами, одна в корпусе, а другая в крышке 17. Наружная поверхность втулок — сферическая. Вокруг втулок помещены войлочные кольца 24, пропитанные маслом. Осевое усилие, действующее на вал якоря от червячной передачи, воспринимается текстолитовым подпятником 26, в который упирается задний конец вала. Корпус электродвигателя закрывается крышкой 17, являющейся одновременно картером редуктора. Крышка отлита из алюминиевого сплава и крепится к корпусу двумя винтами. С внутренней стороны к крышке приклепан пластмассовый щеткодержатель 20 с двумя щетками, а с наружной (в картере редуктора) находится пластмассовая червячная шестерня 9 с кулачком. Шестерня напрессована на ось 10. Другой конец оси имеет конусную накатанную поверхность, на которую надевается и крепится гайкой кривошип 3. Ось вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку 17.
Передаточное отношение редуктора составляет 51:1. Картер редуктора закрывается пластмассовой панелью 12 и крышкой 15. Между панелью и картером устанавливается уплотнительная прокладка. В панели находятся контактные стойки, к которым припаиваются провода и крепится пружинная пластина с контактами выключателя, обеспечивающего остановку электродвигателя в тот момент, когда щетки находятся в нижнем положении. Контакты пружинной пластины прижимаются к стойке 14, соединенной с источником питания. Когда выступ кулачка шестерни находится против пластины, он отжимает ее от стойки 14 и прижимает к стойке 13, соединенной с массой.
Электродвигатель МЭ-241А имеет ряд особенностей, связанных с применением электромагнитного возбуждения. Внутри корпуса винтами закреплены два стальных полюса 54 с катушками обмотки статора. Возбуждение электродвигателя смешанное, поэтому одна катушка (62 сериесная) включена последовательно с обмоткой якоря, а другая (53 шунтовая) — параллельно ей. Кроме того, имеется еще одна катушка — тормозная 61, размещенная вместе с сериесной на одном полюсе. Она включается только при выключении электродвигателя, создает магнитный поток, направленный навстречу потоку сериесной катушки, и, таким образом, обеспечивает быструю остановку якоря. Пазы якоря — спиральные, а коллектор расположен со стороны задней крышки. Осевое перемещение вала якоря устраняется с помощью нейлонового подпятника 55 с пружиной 56.
Червяк якоря — двухзаходный, а передаточное отношение редуктора — 34:1. Кривошип приклепан к оси шестерни, а крутящий момент от шестерни к оси передается через стальной штампованный кулачок 57.
Выключатель электродвигателя состоит из толкателя 60 с контактным диском 58 и пружиной 59 и двух контактов, приклепанных к панели 12. Контактный диск пружиной прижимается к контактам и замыкает их. Когда кулачок нажимает на толкатель, то контактный диск отодвигается и размыкает контакты.
Реле стеклоочистителя
На автомобилях «Жигули» для получения прерывистой работы стеклоочистителя применяется реле типа РС-514, устанавливаемое под панелью приборов с левой стороны.
Реле имеет эластичный пластмассовый кожух 23 и гетинаксовое основание 17, к которому приклепан сердечник с ярмом 20 электромагнита. На сердечнике в пластмассовом каркасе находится обмотка 18. К ярму с одной стороны винтом прикреплена пластмассовая опора 27 с двумя парами неподвижных контактов, а с другой стороны на ярме качается якорь 25. К якорю приклепана токонесущая пластина 26, замыкающая верхнюю или нижнюю пару контактов. Когда якорь притягивается к сердечнику, то размыкается верхняя пара контактов и замыкается нижняя.
К основанию 17 приклепан также кронштейн 21 прерывателя с биметаллической пластиной 22. На пластине поверх изоляционной прокладки из асбестовой бумаги намотана нихромовая проволока. Когда через нее проходит ток, то она нагревается, пластинка выгибается и контакты прерывателя размыкаются. После остывания пластинка принимает прежнее положение и контакты прерывателя замыкаются.
При размыкании контактов прерывателя в обмотке электромагнита возникает ЭДС самоиндукции, которая стремится поддержать исчезающий ток и вызывает искрение между разомкнутыми контактами прерывателя.
Чтобы устранить искрение и, следовательно, обгорание контактов прерывателя, параллельно обмотке включен дополнительный резистор 19 с величиной сопротивления 100 Ом, через который замыкается ток самоиндукции.
Работа стеклоочистителя
Открыть большую картинку в новой вкладке »
1. Блок предохранителей. 2. Выключатель зажигания. 3. Генератор. 4. Аккумуляторная батарея. 5. Электродвигатель стеклоочистителя. 6. Реле стеклоочистителя. 7. Контакт выключателя электродвигателя. 8—11. Штекеры реле стеклоочистителя. 12, 13. Контакты выключателя электродвигателя. 14. Выключатель наружного освещения. 15. Переключатель стеклоочистителя. 16. Прерыватель. 17. Основание. 18. Обмотка электромагнита. 19. Резистор. 20. Ярмо. 21. Кронштейн прерывателя. 22. Биметаллическая пластина. 23. Кожух. 24. Пружина якоря. 25. Якорь. 26. Токопроводная пластина. 27. Опора контактов. 28. Насос омывателя ветрового стекла. 29. Колпачок. 30. Обойма. 31. Корпус. 32. Впускной клапан. 33. Впускной штуцер. 34. Втулка клапана. 35. Тарелка. 36. Штекеры выключателя. 37. Держатель подвижных контактов. 38. Направляющая штока. 39. Кнопка. 40. Возвратная пружина. 41. Чехол. 42. Шток. 43. Колодка с контактами. 44. Направляющая держателя. 45. Крышка. 46. Диафрагма. 47. Кожух. 48. Пластина крепления насоса. 49. Корпус. 50. Выпускной штуцер. 51. Впускной штуцер.
На схеме представлена работа стеклоочистителя автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 при различных положениях клавиши переключателя.
Постоянная работа стеклоочистителя получается при полностью нажатой клавише. Ток идет от вывода «+» аккумуляторной батареи или зажима «30» генератора и замыкается по пути: зажим «30» генератора — штекеры «А» блока предохранителей — контакты «30» и «INT» выключателя зажигания — штекер «Н» выключателя наружного освещения — штекеры «2» и «В» блока предохранителей — штекеры «L» и «Н» переключателя стеклоочистителя — штекер 11 реле стеклоочистителя — контакт 7 выключателя электродвигателя — обмотка якоря электродвигателя — масса.
Электродвигатель работает с постоянной скоростью, и щетки качаются с частотой 50—60 циклов в минуту.
Прерывистая работа стеклоочистителя достигается с помощью реле РС-514, которое включается при среднем положении клавиши переключателя 15. Как и в предыдущем случае, ток идет от зажима «30» генератора и тем же путем течет до штекера «L» переключателя 15. Затем путь тока следующий: штекер «V» переключателя 15 — штекер 10 реле — обмотка электромагнита и параллельно через дополнительный резистор — контакты прерывателя 16 — биметаллическая пластина прерывателя — штекер 9 реле — штекеры «I» и «D» переключателя 15 — масса.
Ток, протекающий по обмотке электромагнита реле, вызывает притяжение якоря к сердечнику и замыкаются нижние контакты реле. Через них начинает протекать ток, питающий обмотку якоря электродвигателя.
Одновременно протекает ток по обмотке прерывателя 16. Этот ток разогревает обмотку прерывателя. Биметаллическая пластина от нагревания выгибается и контакты прерывателя размыкаются, отключая питание обмотки электромагнита. Якорь реле возвращается в исходное положение. Нижние контакты реле размыкаются, а верхние — замыкаются, соединяя с массой контакт 13 выключателя электродвигателя. Электродвигатель останавливается.
Поскольку ток теперь не протекает через обмотку прерывателя, то она остывает вместе с биметаллической пластиной. Пластина принимает прежнюю форму и контакты прерывателя замыкаются, включая питание обмотки электромагнита. Описанный цикл повторяется вновь с частотой 9—17 раз в минуту.
За время одного цикла щетки совершают один двойной ход и останавливаются в нижнем положении. В начальный момент включения стеклоочистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластина прерывателя) щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.
Выключение стеклоочистителя происходит после перевода клавиши переключателя 15 в исходное положение. В этом случае ток к обмотке якоря электродвигателя подается от штекера «В» блока предохранителей через замкнутые контакты 12 и 7 выключателя электродвигателя. В тот момент, когда щетки стеклоочистителя придут в нижнее положение, выступ кулачка червячной шестерни редуктора разомкнет контакты 7 и 12 и отключит питание обмотки якоря. Якорь электродвигателя остановится и щетки стеклоочистителя останутся в нижнем положении.
На автомобиле ВАЗ-2103 стеклоочиститель может включаться нажатием педали насоса омывателя ветрового стекла. В этом случае ток проходит по пути: зажим «30» генератора — штекеры «А» блока предохранителей — контакты «30» и «INT» выключателя зажигания — штекер «Н» выключателя 14 наружного освещения — штекеры «2» и «В» блока предохранителей — нижние замкнутые контакты выключателя в насосе 28 омывателя ветрового стекла — штекер 11 реле — контакт 7, обмотка якоря электродвигателя 5 — масса. Электродвигатель стеклоочистителя работает, пока нажата педаль насоса. После отпускания педали нижние контакты выключателя насоса размыкаются, отключая питание обмотки якоря, и якорь электродвигателя останавливается.
Насосы омывателя ветрового стекла
На автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 насос омывателя устанавливается с левой стороны панели приборов и удерживается на ней фланцем обоймы 30.
Насос имеет пластмассовый корпус 31 с двумя штуцерами для подвода и отвода жидкости и двумя клапанами — впускным и выпускным. Выпускной штуцер выступает из корпуса дальше впускного (33). Клапаны насоса — пластинчатые резиновые. Они удерживаются в гнездах латунными втулками 34, запрессованными в корпус. Корпус вместе с резиновым колпачком 29 завальцован в стальной обойме 30. Нагнетание жидкости обеспечивается нажатием на колпачок, а всасывание происходит за счет расправления колпачка.
На автомобиле ВАЗ-2103 насос устанавливается с левой стороны щита передка. Он имеет встроенный выключатель стеклоочистителя. Размеры деталей привода насоса рассчитаны так, что включение стеклоочистителя происходит после того, как на стекло брызнет жидкость из жиклеров.
Насос — ножной диафрагменного типа. Корпус 49 насоса пластмассовый, имеет два штуцера разного диаметра. Штуцер 51 большего диаметра — впускной. На него надевается трубка от бачка омывателя. Клапаны имеют такую же конструкцию, как у насоса автомобиля ВАЗ-2101. Диафрагма 46 — чашеобразная резиновая. Корпус 49 вместе с диафрагмой и крышкой 45 завальцован в стальном кожухе 47, к которому приварена пластина 48 крепления насоса.
На крышке 45 установлен выключатель и привод насоса. Привод состоит из кнопки 39 с приваренным к ней штоком 42 и возвратной пружины 40. К нижнему концу штока приклепана тарелка 35, которая при нажатии на кнопку 39 давит на диафрагму.
Выключатель состоит из пластмассовой колодки 43 с двумя парами контактов. Одна пара приклепана к верхней, а другая — к нижней части колодки.
Контакты замыкаются перемычками, приклепанными к пластмассовому держателю 37. В обычном положении кнопки 39 замкнута верхняя пара контактов, а при нажатии кнопки замыкается нижняя пара.