Укладывают в гнездо среднего коренного подшипника и в его крышку вкладыши без канавки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда и соответствующие крышки — вкладыши с канавкой1. Укладывают в коренные подшипники коленчатый вал и вставляют в гнезда задней опоры два упорных полукольца выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставят сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны — металлокерамическое (желтого цвета). На двигатели выпуска до 1980 г. надо ставить также металлокерамическое полукольцо.
Устанавливают крышки коренных подшипников в соответствии с метками (рис. 50). Затем проверяют осевой люфт коленчатого вала (зазор между упорными полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала). Для этого устанавливают индикатор 1, как показано на рис. 51, б, и перемещают вал отвертками, проверяя по индикатору осевой люфт, который должен быть в пределах 0,06—0,26 мм. Если зазор превышает 0,26 мм, упорные полукольца 5 заменяют новыми или ремонтными, увеличенными на 0,127 мм.
Надевают на фланец коленчатого вала прокладку держателя заднего сальника, а в гнезда держателя вкладывают болты крепления передней крышки картера сцепления. Надевают держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 (рис. 52) и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепляют к блоку цилиндров. Устанавливают по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. 48) картера сцепления.
Устанавливают маховик на коленчатый вал так, чтобы метка В (конусообразная лунка) около обода (см. рис. 11) находилась против оси шатунной шейки 4-го цилиндра. После этого блокируют маховик фиксатором A.60330/R (см. рис. 48) и крепят к фланцу коленчатого вала.
С помощью втулки (рис. 53) из набора А.60604 для двигателей 2101 или 02.7854.9500 для двигателей 21011 вставляют в цилиндры поршни с шатунами. Метка "П" на поршнях при этом должна быть обращена всторону передней части двигателя. Наборы втулок (табл. 5) для обжима поршневых колец во время установки поршней в цилиндры включают в себя четыре втулки — одну для поршней номинального размера и три для увеличенного (ремонтного) размера порцией. Поэтому необходимо выбрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня.
Устанавливают вкладыши в шатуны и крышки шатунов, соединяют шатуны с шейками коленчатого вала и затягивают шатунные болты. Крышки устанавливают так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.
Ставят на коленчатый вал звездочку, валик привода масляного насоса и закрепляют его упорным фланцем.
По двум центрирующим втулкам на блоке устанавливают головку цилиндров с прокладкой и затягивают в 2 приема болты крепления, как указано в разд. "Головка цилиндров и клапанный механизм".
Поворачивают маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. 54). Надевают (предварительно) звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и повертывают его так, чтобы метка А (см. рис. 56) на звездочке находилась против метки Б на корпусе подшипников, затем снимают звездочку и, не сбивая положения вала, устанавливают корпус подшипников на головку цилиндров и закрепляют его, затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. 12). После этого устанавливают на головке цилиндров успокоитель цепи.
Устанавливают цепь привода распределительного вала в следующей, последовательности:
- смазывают цепь моторным маслом, надевают ее на звездочку распределительного вала и вводят сверху в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. 56). Затем устанавливают стопорную шайбу и болт крепления звездочки, не затягивая его до упора;
- на валик привода масляного насоса устанавливают звездочку, стопорную шайбу и болт, не затягивая его окончательно;
- надевают цепь на звездочку коленчатого вала и устанавливают башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заворачивают в блок цилиндров ограничительный палец цепи;
- поворачивают коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, что обеспечит необходимое натяжение цепи, и проверяют совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (см. рис. 54) и на корпусе подшипников (см. рис. 56). Если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором A.60330/R, окончательно затягивают болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отгибают стопорные шайбы болтов звездочек. Если метки не совпадают, то повторяют операцию по установке звездочки.
Регулируют зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов. Устанавливают крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 (рис. 55) центрируют положение крышки относительно конца коленчатого вала и затягивают окончательно гайки и болты ее крепления. Устанавливают шкив коленчатого вала и завертывают храповик.
Смазывают маслом у плоте отельное кольцо масляного фильтра и устанавливают фильтр, привернув его вручную к штуцеру на блоке цилиндров, Устанавливают маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепляют фиксатор сливной трубки маслоотделителя. Устанавливают масляный насос и масляный картер с прокладкой.
Устанавливают насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Надевают ремень на шкивы и регулируют его натяжение. На головку цилиндров устанавливают подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепляют к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя. Устанавливают датчики контрольных приборов, шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Ставят распределитель зажигания, для чего:
- снимают крышку с распределителя зажигания, проверяют и при необходимости регулируют зазор между контактами прерывателя;
- поворачивают коленчатый вал до начала такта сжатия в 1-м цилиндре, а затем, продолжая поворачивать коленчатый вал, совмещают метку 4 с меткой 2 (см. рис. 57);
- поворачивают ротор в такое положение, при котором его наружный контакт будет направлен в сторону контакта 1-го цилиндра на крышке распределителя зажигания и, удерживая вал распределителя от проворачивания, вставляют его в гнездо на блоке цилиндров так, чтобы осевая линия, проходящая через пружинные защелки, была примерно параллельна осевой линии двигателя.
Закрепляют распределитель на блоке цилиндров, устанавливают крышку и присоединяют провода.
Ввертывают свечи зажигания в головку блока цилиндров используя ключ 67.7812.9515 и затягивают динамометрической рукояткой.
Топливный насос устанавливают в соответствии с указаниями разд. 1.9 "Система питания". Устанавливают теплоизоляционный щиток с прокладками, карбюратор и присоединяют к нему шланги. Карбюратор закрывают технологической заглушкой. Устанавливают крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода. Заливают масло в горловину на крышке головки цилиндров.
Примечания
1. С 1987 г. все нижние вкладыши коренных подшипников применяются без канавок на внутренней поверхности.