1. Мойка автомобиля. Если имеется возможность, то перед работой автомобиль желательно вымыть снаружи, при необходимости включая днище. Причем, если работа предстоит в моторном отсеке, то и там тоже следует вымыть.
Эту операцию лучше выполнить на неавтоматической мойке. Здесь автомобиль вымоют вручную, предварительно обработав наружную поверхность кузова и моторный отсек специальными моющими составами, удалят грязь из арок колес и с днища кузова струей воды под высоким давлением с последующей сушкой.
Предупреждение! При мойке моторного отсека следует избегать попадания воды на колодки, датчики и исполнительные устройства системы впрыска топлива. Следует избегать также попадания воды в генератор и на стартер. В любом случае мойка моторного отсека должна производиться с обязательным отсоединением провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
После мойки указанные выше детали и узлы необходимо тщательно просушить, продув струей сжатого воздуха.
2. Постановка автомобиля:
а) установка автомобиля на ровной горизонтальной площадке.
Это может быть гараж с бетонным полом или другим прочным и ровным покрытием, горизонтальная площадка с твердым покрытием в помещении либо вне помещения (асфальт, бетон, деревянный настил) и т.п. Твердое и ровное покрытие позволяет в случае необходимости приподнять любую часть автомобиля на домкрате и надежно установить на подставке (см. ниже п. 3).
Для выполнения работ без вывешивания колес, достаточно:
- выключить зажигание;
- зафиксировать автомобиль стояночным тормозом от самопроизвольного движения. При неисправности стояночного тормоза, а также перед ремонтом тормозной системы для фиксации автомобиля следует воспользоваться противооткатными упорами (см. "Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы").
Предупреждение!
- Оставлять включенную передачу следует только в том случае, если в процессе работы не придется запускать двигатель или проворачивать коленчатый вал двигателя. В любом случае перед запуском двигателя нажав педаль сцепления до упора, обязательно убедитесь в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
- Не оставляйте ключ зажигания в салоне, так как возможно, что установленная на автомобиле охранная система (сигнализация) самопроизвольно "встанет" на охрану и заблокирует замки дверей. Если есть необходимость в процессе работы оставить ключ в замке зажигания, то предварительно опустите стекло одной из дверей.
б) установка автомобиля на смотровой яме или эстакаде. Если часть ремонтных операций приходится выполнять снизу автомобиля, то во многих случаях идеальным местом для работы (из доступных частному автовладельцу) будет гараж со смотровой ямой и бетонным полом. Перед тем как заезжать в такой гараж, яму следует закрыть деревянными или стальными щитами, способными в случае наезда выдержать автомобиль. Остальные рекомендации такие же, как при установке автомобиля на ровную горизонтальную площадку (см. выше).
Некоторые гаражные кооперативы имеют на своей территории ремонтную эстакаду, сваренную из металлоконструкций. Устанавливать домкрат или подставки под автомобиль на такой эстакаде, как правило, невозможно без специального настила из досок. Заезжать на эстакаду лучше под контролем помощника.
в) установка автомобиля на уклоне или на неровной площадке. Необходимость в этом может возникнуть, когда неисправность автомобиля приходится устранять в пути и нет возможности найти более подходящее место для ремонта (см. пп. 2,a и 2,б). He следует ремонтировать автомобиль на рассыпанной щебенке, песчаной почве и камнях, на траве (например, очень трудно найти гайку, упавшую в густую траву), лучше попытаться отбуксировать или откатить автомобиль в другое место. Следует также избегать рыхлого грунта, особенно если предстоит воспользоваться домкратом и подставками. Если вынужденная остановка произошла на уклоне, то лучше попытаться скатить автомобиль с уклона, в противном случае под колеса необходимо положить противооткатные упоры. B остальном следует выполнять те же рекомендации, что и при установке автомобиля на ровной площадке (см. выше).
3. Вывешивание автомобиля на домкрате и подставках. Такую операцию необходимо выполнять на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. При работе на мягком или неровном грунте под домкрат и все подставки следует подложить прочные опоры размером не менее 30x30 см. B качестве опоры подойдет толстая доска.
Предупреждение!
- Использовать подкатной домкрат (см. "Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы"), можно только на твердом основании, при этом домкрат должен сохранять подвижность.
- Поддомкрачивать автомобиль, стоящий на уклоне, допускается только для замены неисправного колеса, при условии надежной фиксации автомобиля от самопроизвольного перемещения.
- Перед вывешиванием автомобиля на домкрате высадите пассажиров. He садитесь в автомобиль, стоящий на домкрате, и не производите погрузку или выгрузку, если автомобиль стоит на домкрате.
- Перед выполнением ремонта на автомобиле с вывешенным колесом (или колесами) под силовые элементы кузова обязательно установите надежные подставки.
- В жаркую погоду разогретый на солнце асфальт становится мягким, он продавливается опорами стоек и основанием домкрата, в результате возможно падение установленного на них автомобиля.
Для подъема автомобиля на домкрате необходимо:
- выполнить все рекомендации п. 2 (см. выше);
- установить противооткатные упоры под колесо, расположенное по диагонали с противоположной стороны автомобиля от вывешиваемого колеса.
- подъемный рычаг штатного домкрата устанавливается под порог в гнездо кронштейна.
- вращая ручку домкрата, поднимите автомобиль (во многих случаях достаточно, чтобы колесо лишь оторвалось от поверхности основания).
- установите под силовые элементы кузова (кронштейн или лонжерон) подставку. Вращая ручку домкрата, опустите автомобиль на подставку.
Аналогично можно вывесить остальные колеса автомобиля.
4. Очистка резьбовых соединений. При длительной эксплуатации автомобиля резьбовые соединения из-за коррозии как правило "прикипают" и покрываются слоем ржавчины. Особенно это касается деталей подвески, трансмиссии, наружных элементов тормозной системы и рулевого управления. Поэтому перед ремонтом все разбираемые резьбовые и крепежные соединения следует зачистить металлической щеткой и обработать проникающей смазкой в аэрозольной упаковке (см. "Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы") или, в крайнем случае, смочить керосином. Лучше такую работу выполнить заранее (от нескольких часов до суток), чтобы смазка успела проникнуть внутрь соединения.