Снятие и установка стеклоочистителя
Снимается стеклоочиститель из отсека двигателя в следующем порядке. Снимают щетки с рычагами, отсоединяют провода от аккумуляторной батареи и от электродвигателя стеклоочистителя; отворачивают гайки осей рычагов с установочными втулками; отворачивают гайки крепления кронштейна электродвигателя и снимают двигатель вместе с рычажной системой. На верстаке снимают с электродвигателя рычажную систему.
Устанавливается стеклоочиститель в обратной последовательности.
Проверка и ремонт электродвигателя
Электродвигатель стеклоочистителя МЭ-241 постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов.
При подозрении на неисправность электродвигателя его проверяют на стенде при напряжении 14 В и температуре (25±10)°С.
Данные для проверки следующие:
- Максимальный эффективный момент на валу редуктора, кгс·м — 0,2
- Потребляемая сила тока при моменте 0,1 кгс·м, А, не более — 2,8
- Частота вращения вала редуктора при моменте 0,1 кгс·м, об/мин, не менее — 50
- Пусковой момент на валу редуктора, кгс·м, не менее — 1,2
Для разборки электродвигателя отворачивают винты крепления крышки 1 (рис. 171) редуктора и снимают ее вместе с панелью 2. Затем отвертывают винты крепления крышки 16 к корпусу 7 электродвигателя и разъединяют их. Вынимают якорь 8 электродвигателя. Чтобы снять шестерню 3 редуктора, отворачивают гайку крепления кривошипа 9, снимают стопорное кольцо 10 с оси и вынимают из корпуса ось с шестерней 3 и шайбами и5.
Рис. 171. Детали электродвигателя стеклоочистителя: 1 - крышка; 2 - панель; 3 - шестерня редуктора; стальная шайба; 5 - текстолитовая шайба; 6 - сухарь; 7 - корпус; 8 - якорь; 9 - кривошип; 10 - штопорное кольцо; 11 - защитный колпачок; 12 - пружинная шайба; 13 - уплотнительное кольцо; 14 - регулировочная шайба; 15 - подпятник; 16 - крышка электродвигателя.
После разборки продувают внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверяют состояние щеток и коллектора. Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны надежно закреплены.
Зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью от 10 до М40, а затем протирают чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то якорь лучше заменить новым. Проверяют, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачищают их такой же шлифовальной шкуркой.
При сборке отводят щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не повредить их кромок, а якорь в корпус вставляют с особой осторожностью, избегая ударов о полюса, чтобы не разбить их. После сборки для центровки подшипников рекомендуется постучать деревянным молотком по корпусу электродвигателя, а затем проверить его на стенде.