Гидравлический блок
Он расположен в моторном отсеке слева сзади: гидравлический блок находится между тормозными трубопроводами от главного тормозного цилиндра и тормозным трубопроводом к колесным тормозам. В соответствии с командами электронного блока управления давление в тормозной системе поддерживается постоянным, уменьшается или создается снова. Однако это давление не может быть выше того, что создается в главном тормозном цилиндре после нажатия педали тормоза водителем. Регулирование давления осуществляется четырьмя быстро включающимися клапанами с электромагнитным приводом — по одному на колесо.
Если на клапаны не поступает питание, давление увеличивается. При максимальной подаче питания происходит снижение давления, при среднем питании давление поддерживается постоянным. Особенно интересна фаза снижения давления: поскольку нельзя дать тормозной жидкости, поступающей от главного тормозного цилиндра, просто уйти в ресивер (иначе вследствие этого педаль тормоза просто провалилась бы), мощный возвратный насос перекачивает тормозную жидкость назад к главному тормозному цилиндру. Вы замечаете этот процесс по педали тормоза, которая начинает слегка пульсировать, если работает возвратный насос, то есть в действие вступает АБС. Если прислушаться, то можно услышать и шум насоса. Шумоизоляция в гидравлическом блоке слегка приглушает звуки работы насоса. Вверху на гидравлическом блоке расположены наряду со штекерным соединением еще два реле. Большее из них подает питание к возвратному насосу; через меньшее реле проходит управление электромагнитными клапанами.
Гидравлический блок (1) антиблокировочной системы расположен в моторном отсеке впереди слева. Если снять защитную крышку, то видны реле электромагнитных клапанов (2) и реле возвратного насоса (3).
Слева: блок управления антиблокировочной системой (стрелка) расположен слева под задним сиденьем.
Справа: подобные датчики частоты вращения (стрелка) расположены в автомобиле, оснащенном антиблокировочной системой, на всех четырех колесах.
Датчики частоты вращения
Частоту вращения каждого отдельного колеса определяет датчик частоты вращения (всего их четыре штуки) и передает эту информацию к блоку управления. Со своей стороны блок управления отдает команду гидравлическому блоку. Сами датчики частоты вращения состоят из магнитного сердечника и катушки и установлены на небольшом расстоянии от зубчатой шайбы — ротора. Ротор вращается вместе с колесом, отчего зубчатые выпуклости по его периметру в зависимости от скорости проходят рядом с датчиком быстрее или медленнее. Каждый зубец, пробегающий под датчиком, вызывает в нем кратковременное увеличение напряжения. Таким образом, в датчике создается электрический импульс, изменяющий свою частоту в соответствии с частотой вращения колеса. Этот сигнал обрабатывается в блоке управления как информация о частоте вращения.
Электронный блок управления
Блок управления расположен слева под задней скамьей сидений и обрабатывает поступающие сигналы от датчиков частоты вращения. Одновременно он управляет гидравлическим блоком таким образом, чтобы колеса не блокировались. Наряду со сложной обработкой сигналов и следующий за этим элементом решения блок управления содержит еще и схему блокировки. С ее помощью прибор может проверять сам себя, на приборной панели загорается контрольная лампочка.
Реле
В работе АБС участвуют три реле:
Реле электромагнитных клапанов расположено под крышкой на гидравлическом блоке.
Реле возвратного насоса также расположено под крышкой на гидравлическом блоке.
Шаговое реле АБС и реле защиты от перенапряжений собраны в комбинированное реле.
Место расположения: на штекерном поле 4 дополнительного носителя реле II (глава «Кузовная электросистема»). С 7/92 функцию этого реле выполняет блок управления АБС.
Главный выключатель
В моделях, выпущенных до 6/92 г., при помощи главного выключателя АБС, расположенного на панели выключателей, на приборной панели можно отключить АБС, для того чтобы в экстремальных дорожных условиях можно было достичь некоторого сокращения тормозного пути. Так, например, если на дороге рассыпана щебенка или гололед прикрыт снегом, при торможении перед шинами создается клин из щебенки или снега, который дополнительно помогает торможению.