Внимание!
- Поршни и поршневые пальцы подобраны в пару, их нельзя разукомплектовывать.
- Крышка подшипника шатунной шейки коленчатого вала обработана совместно с шатуном, их нельзя разукомплектовывать. Имеется маркировка по цилиндрам и направлению.
- Маркировки шатуна и крышки подшипника должны располагаться на одной стороне и совпадать в паре.
- Устанавливать поршни, шатуны и вкладыши подшипников на то же место и в том же положении.
- При установке поршней в цилиндры, во избежание поломки поршневых колец, не прилагать значительных усилий.
- Поршневой палец должен проталкиваться через втулку нажатием пальца и не иметь видимого зазора с ней.
Замену поршней необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить приспособления «00.9.120», «11.8.141», «11.8.151», «11.8.152» и «11.9.500».
Снять двигатель и установить его на сборочный стенд. Снять обе головки блока цилиндров и масляный картер.
Примечание. Последовательность выполнения операций при снятии и установке отличается.
Снять масляный насос. При сильном масляном нагаре на огневом поясе, осторожно удалить его со стенок цилиндров. В нижней части блока цилиндров, между постелями коренных подшипников, установлены форсунки (33, см. рис. 5.2) для охлаждения поршней. Чтобы не повредить форсунки рекомендуется отвернуть винты и снять их.
Отвернуть болты (11, см. рис. 5.10) и снять крышки (10) шатунных подшипников, сложить их по порядку.
Установить на место шатунных болтов приспособления «11.8.151» и «11.8.152» (рис. 5.84).
Переместить шатун с поршнем в сторону головки блока цилиндров, вынуть и снять установленные приспособления. Вынуть стопорное кольцо (2, см. рис. 5.10) и выпрессовать поршневой палец (3).
Проверить техническое состояние поршней, пальцев, шатунов, вкладышей подшипников и поршневых колец, при необходимости заменить их.
Примечание. Шатуны могут быть заменены отдельно.
Перед установкой измерить номинальный зазор между поршнем и расточкой в блоке цилиндров, для чего:
- замерить микрометром диаметр поршня на расстоянии «А», 11,0 мм для двигателя N62B36 или 18,0 мм для двигателя N62В44, от нижней кромки юбки в плоскости, под углом 90° к оси поршневого пальца, и со смещением на 90° в горизонтальной плоскости от оси под поршневой палец.
- замерить микрометром диаметр зеркала цилиндра в трех плоскостях (вверху, середине и внизу) и вычислить среднее значение. Диаметр расточки цилиндра, номинальный, для двигателя N62B36 – 84,000+0,014 мм, для двигателя N62В44 – 92,000+0,014 мм.
- вычесть из величины среднего диаметра цилиндра диаметр поршня;
- полученная величина номинального зазора при монтаже должна находиться в пределах 0,001–0,044 мм, рабочий зазор – в пределах 0,026–0,073 мм, предельно допустимая величина, как критерий необходимого ремонта при износе деталей, – 0,10 мм.
Поршневой палец должен проталкиваться через втулку верхней головки шатуна нажатием пальца и не иметь видимого зазора и заедания.
Поршни цилиндров 1–8 идентичны.
Внимание! Шатуны цилиндров 1–4 и 5–8 устанавливаются по разному.
Цилиндры 1–4
Собрать шатун с поршневым пальцем в поршне так, чтобы плоская сторона шатуна (нижняя стрелка) была обращена назад, а стрелка на поршне обращена вперед (рис. 5.85).
Цилиндры 5–8
Собрать шатун с поршневым пальцем в поршне так, чтобы плоская сторона шатуна (нижняя стрелка) была обращена вперед, и стрелка на поршне обращена вперед (рис. 5.86).
Установить стопорное кольцо поршневого пальца таким образом, чтобы его замок располагался напротив выемки в поршне.
Установить приспособления «11.8.151» и «11.8.152» на место шатунных болтов.
Слегка смазать маслом для двигателя поршни и поршневые кольца. Выставить поршневые кольца так, чтобы их замки располагались приблизительно через 120°, при этом они не должны располагаться над бобышками поршней.
При двигателе N62В44 сжать поршневые кольца приспособлением «11.9.500» (рис. 5.87), удерживая их сжатыми, установить поршни так, чтобы «стрелка» на головке (днище) поршня показывала в сторону привода ГРМ. Для двигателя N62B36 использовать приспособление «11.8.141».
Нажатием пальцев руки ввести поршень в цилиндр блока, не прилагать значительных усилий, из-за опасности поломки поршневых колец.
Совместить шатунную шейку коленчатого вала и головку шатуна (см. рис. 4.81) и снять приспособления «11.8.151» и «11.8.152».
Заменить вкладыши шатунных подшипников и смазать их маслом для двигателя.
Установить крышку подшипника таким образом (рис. 5.88), чтобы совпали на одной стороне буквы их подбора в пару («VU»).
Вставить новые, чистые шатунные болты, слегка смазанные маслом для двигателя. Используя приспособление «00.9.120» (динамометрический ключ с угломером), затянуть оба болта в три параллельных приема на каждом болту:
- 1-й прием – затянуть моментом 5,0 Н·м (0,5 кгс·м);
- 2-й прием – затянуть моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м);
- 3-й прием – довернуть на угол 70°.
Продолжить сборку двигателя в обратном порядке, при этом необходимо заменить винты крепления форсунок охлаждения поршней , резьбовую часть винтов следует покрыть средством от самоотворачивания.