Рис. 4.30. Сборка поршня с шатуном (двигатель 1700D): 1 - выступ в донышке поршня, 2 - топливный насос, 3 - место для номеров, стрелка указывает направление вращения вала, глядя со стороны привода системы газораспределения
Диаметр поршневого пальца составляет 22 мм (1300D) либо 25 мм (двигатель 1700D).
Поршни имеют по два компрессионных кольца и по одному маслосъемному.
Зазор замка поршневых колец (в установленном состоянии) составляет:
- I кольцо (верхнее) 0.3-0.5 мм.
- II кольцо 0.3-0.5 мм.
- III кольцо 0.25-0.5 мм.
Зазор поршневых колец в канавках составляет:
- I кольцо 0.070-0.120 мм.
- II кольцо 0.040-0.072 мм.
- III кольцо 0.030-0.065 мм.
Рабочий зазор поршней составляет:
- двигатель 1300D - 0.040-0.060 мм.
- двигатель 1700D - 0.060-0.080 мм.
Разница масс поршней не должна превышать:
- двигатель 1300D -±2.5 г
- двигатель 1700D -±5 г
Для ремонтных целей предусмотрено три ремонтных размера поршней (увеличенного диаметра).
Для измерения зазоров замков надо специальными щипцами (рис. 4.31) снять поршневые кольца, запомнив их положение.
Рис. 4.31. Снятие поршневых колец
Поршневое кольцо вставить в соответствующий цилиндр и определить щупом величину зазора замка. Если он велик, следует заменить комплект колец на новый, при условии, что не разношены канавки в поршне.
Ввести кольца в канавки и щупом проверить величину зазора. Слишком большой зазор говорит о том, что канавки разношены, и надо заменять весь комплект поршней.
Если зазор в канавках правильный, то следует новые кольца ввести плоско в цилиндры и измерить зазор замка.
Если зазор замка в новых кольцах окажется слишком большой, а это означает износ цилиндра и необходимость использования поршней увеличенного диаметра.
Если же зазор замка окажется слишком маленьким, то можно напильником подпилить торцы кольца (см. рис. 2.35).
Поршневые кольца имеют на плоской стороне надпись «ТОР», которая определяет верхнюю поверхность установленного кольца.
Замки колец после установки должны быть повернутые на 120 относительно друг друга.
Поршни вставляются в цилиндры сверху, используя специальную стяжку 1860605000 (рис. 4.32). Ранее следует стенки поршня обильно смазать. Поршень с шатуном вставить в отверстие цилиндра, пока стяжка не упрется в корпус, а затем, ударяя в донышко рукояткой молотка, полностью ввести поршень на место.
Рис. 4.32. Установка поршня в отверстие цилиндра
Если поршень уперся, нельзя применять силу, а требуется проверить вошли ли кольца в канавки и хорошо ли прилегает стяжка. Используя силу, можно сломать поршневое кольцо.
Смазать нижние головки шатунов и так закрепить крышки, чтобы выбитые цифры находились бы с одной стороны. Гайки затянуть моментом 51 Н·м (двигатель 1300D) или 75 Н·м (двигатель 1700D).
После затяжки гаек проверить легкость движения шатуна, «заедание» шатуна говорит о неправильно подобранном зазоре вкладыша либо об ошибке сборки.