В двигателе применен клапанный распределительный механизм с впускными и выпускными распределительными валами верхнего расположения, кулачки которых воздействуют на клапаны через роликовые рычаги с гидравлическими компенсаторами.
Привод распределительных валов в каждой головке блока цилиндров двигателя осуществляется роликовой цепью от звездочки коленчатого вала. Распределительные валы клапанов имеют механизм изменения угла начального положения (поворота) – систему Bi-Vanos, что приводит к изменению фазы открытия клапанов, в зависимости от нагрузки двигателя в данный момент.
Механизм газораспределения включает в свой состав, кроме головки блока цилиндров с распределительными валами и системой Bi-Vanos, впускные и выпускные клапаны, направляющие втулки клапанов, пружины клапанов с деталями крепления, гидрокомпенсаторы, цепи привода распределительных валов с деталями натяжения.
Натяжение цепи регулируется автоматическим натяжным устройством с механизмом гидродемпфирования . Звездочки распределительных и коленчатого валов установлены на сегментных шпонках и зафиксированы болтами.
Особенностью конструкционного исполнения двигателя является система Valvetronic, позволяющая при регулировке мощности двигателя изменять высоту подъема впускных клапанов. Принцип системы показан на рисунке 5.12, ее конструктивное исполнение показано на рисунке 5.13.
Распределительные валы
Распределительные валы пятиопорные, вращаются в подшипниках скольжения. На распределительных валах устанавливаются звездочки приводных цепей.
Осевое перемещение распределительного вала:
- номинальное — 0,065 – 0,150 мм;
- максимально допустимое — 0,25 мм.
Радиальное биение шеек вала для моделей двигателей при его сборке, не более 0,040–0,074 мм. Предельное значение в эксплуатации 0,1 мм.
Ширина упорного подшипника 14,100–14,143 мм.
Зазор между шейками валов и их подшипниками 0,040–0,082 мм.
Эксцентриковый вал (1) системы Valvetronic имеет осевой зазор 0,100–0,200 мм.
Привод распределительных валов
Привод распределительных валов показан на рисунке 5.14 (цилиндров 1–4) и на рисунке 5.15 (цилиндров 5–8).
Система «DOPPEL VANOS»
Система «Doppel VANOS» («D-Vanos») предназначена для изменения фаз газораспределения двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и его нагрузки, путем изменения углового положения распределительного вала впускных и выпускных клапанов (рис. 5.16).
Поворот распределительных валов осуществляется подачей под давлением масла в исполнительный механизм системы. Это позволяет получить оптимальное время для открытия впускных и выпускных клапанов, по отношению к режиму холостого хода, характеристикам крутящего момента и расхода топлива. ЭБУ-КСУД управляет потоком масла к исполнительному (регулирующему) механизму посредством электромагнитного клапана для каждого распределительного вала.