Рис. 5. Клапанный механизм
Клапаны приводятся в действие непосредственно кулачками распределительного вала через цилиндрические толкатели 3 без промежуточных рычагов. В гнезде толкателя находится шайба 6, подбором которой регулируется зазор А в механизме газораспределения.
Головка цилиндра
Отлита из алюминиевого сплава, имеет камеру сгорания клиновидной формы и запрессованные чугунные седла и направляющие втулки клапанов. Верхняя часть втулок уплотняется металлорезиновыми маслоотражательными колпачками 7. В отверстиях направляющих втулок имеются спиральные канавки для улучшения смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до половины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов на всей длине отверстия.
В верхней части головки цилиндров расположено пять опор под шейки распределительного вала. Опоры выполнены разъемными. Верхняя половина находится в корпусах подшипников 4 (переднем и заднем), а нижняя в головке цилиндров. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с корпусами подшипников, поэтому они невзаимозаменяемы и головку цилиндров можно заменять только в сборе с корпусами подшипников.
Распределительный вал
Чугунный, литой, 5-опорный. С задней стороны вала имеется эксцентрик для привода бензонасоса. Рабочие поверхности кулачков, эксцентрика и поверхность под сальник отбеливаются для повышения износостойкости.
Привод распределительного вала
Осуществляется эластичным зубчатым ремнем 6 (рис. 6) от зубчатого шкива 1 коленчатого вала. Этим же ремнем приводится во вращение и шкив 2 насоса охлаждающей жидкости. Ролик 3 служит для натяжения ремня. Он вращается на эксцентричной оси 7, прикрепленной к головке цилиндров. Поворачивая ось относительно шпильки крепления, можно изменять натяжение ремня.
Рис. 6. Привод распределительного вала
Для проверки правильного взаимного положения шкивов привода имеются установочные метки: Б на шкиве 5 распределительного вала и соответствующий выступ А на задней крышке 4 ремня; Г на шкиве 1 коленчатого вала и соответствующая метка В на крышке масляного насоса.