Устанавливают автомобиль на подъемник или осмотровую канаву и отсоединяют провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Поднимают автомобиль, снимают брызговик двигателя и сливают охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, для чего открывают кран отопителя и отвертывают сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров (всего две пробки).
Отсоединяют приемную трубу 3 глушителя (см. рис. 20) от выпускного коллектора, отвернув гайки ее крепления и болты крепления к блоку цилиндров кронштейна 1. Снимают кронштейн 2 (см. рис. 35) подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости, отвернув гайки крепления к трубе и фланцу выпускного коллектора.
Опускают автомобиль, снимают воздушный фильтр, отсоединив шланги системы вентиляции картера от крышки головки цилиндров и от карбюратора и отсоединив шланг подачи теплого воздуха от заборника теплого воздуха. Закрывают карбюратор технологической заглушкой.
Отсоединяют провода от свечей и датчика-распределителя зажигания, от датчиков контрольной лампы давления масла и указателя температуры охлаждающей жидкости, от концевого выключателя и электромагнитного клапана карбюратора. Снимают датчик-распределитель зажигания с кронштейном крепления проводов высокого напряжения, отсоединив от карбюратора и датчика-распределителя вакуумный шланг.
Отсоединяют от топливного насоса шланг подачи топлива, а от карбюратора -- шланг слива топлива. От впускного трубопровода отсоединяют шланги отбора разрежения к эконометру и вакуумному усилителю тормозов. От отводящего патрубка 3 (см. рис. 33) охлаждающей рубашки двигателя отсоединяют шланги, идущие к радиатору, термостату и отопителю.
Отсоединяют от двигателя тросы привода дроссельных и воздушной заслонок карбюратора. Снимают переднюю защитную крышку зубчатого ремня и крышку головки цилиндров.
Устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение и поворачивают по часовой стрелке коленчатый вал в такое положение, чтобы метка на маховике (см. рис. 52), видимая в люке кожуха сцепления, находилась против среднего деления шкалы. При этом метка на шкиве распределительного вала (см. рис. 6) должна находиться против установочной метки на задней крышке зубчатого ремня.
Отворачивают гайку крепления оси 7 (см. рис. 25) натяжного ролика 6 и снимают ось вместе с роликом и дистанционным кольцом 5. Затем снимают ремень со шкива распределительного вала.
Придерживая шкив распределительного вала от проворачивания приспособлением 67.7811.9509 или каким-либо рычагом с захватами за отверстия шкива, отворачивают болт крепления и снимают шкив 4 со шпонкой.
Отворачивают гайку крепления к головке цилиндров задней крышки зубчатого ремня. Отворачивают болты крепления и снимают головку цилиндров с прокладкой.
Устанавливают головку цилиндров в обратном порядке, соблюдая рекомендации, изложенные в разд. «Сборка двигателя». Прокладку между головкой и блоком цилиндров повторно применять не допускается, поэтому заменяют ее новой.
Если болты крепления головки цилиндров вытянулись (длина превышает 135,5 мм), то их заменяю! новыми. Болты затягивают в определенной последовательности (рис. 18, а). Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании автомобиля, болты крепления головки цилиндров затягивают в четыре приема:
- 1-й прием — моментом 2 кгс-м;
- 2-й прием — моментом 7,1—8,7 кгс-м;
- 3-й прием — доворачивают болты на 90°;
- 4-й прием — снова доворачивают все болты на 90°.
Рис. 18. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров (а) и гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала (б)
Гайки крепления приемной трубы глушителей устанавливают новые. Старые гайки использовать не допускается.
После установки головки цилиндров проверяют и регулируют зазор в клапанном механизме, натяжение ремня привода распределительного вала, привод карбюратора и момент зажигания.