Блок цилиндров
Чугунный, литой. Цилиндры блока по диаметру подразделяются на 5 классов (через 0,01 мм). Класс цилиндра (латинская буква) выбивается на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Предусмотрена возможность растачивания цилиндров под ремонтные поршни.
Крышки коренных подшипников коленчатого вала обрабатываются в сборе с блоком цилиндров, поэтому они невзаимозаменяемы и для различия имеют на наружной поверхности риски (см. рис. 30). Крышки коренных подшипников крепятся к блоку самоконтрящимися болтами, замена которых на какие-либо иные не допустима.
Поршень
Отливается из алюминиевого сплава. При изготовлении строго выдерживается масса поршней, поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.
По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (4, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму: по высоте она коническая, а в поперечном сечении овальная. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня.
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм. Классы диаметров поршня 3 (рис. 4) и отверстия под поршневой палец 4 клеймятся на днище поршня.
Рис. 4. Маркировка поршня и шатуна
Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. На днищах этих поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата 2. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат — на 0,8 мм.
Стрелка 1 на днище поршня показывает как правильно ориентировать поршень при установке его в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала так же, как и отверстие 5 на шатуне для выхода масла.
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо — с хромированной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо — скребкового типа. Маслосъемное кольцо — с хромированными рабочими кромками и разжимной спиральной пружиной.
Поршневой палец
Стальной, запрессован в верхнюю головку шатуна и свободно вращается в бобышках поршня. По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка — 1-й класс, зеленая — 2-й, а красная — 3-й класс.
Шатун
Стальной, обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 6 цилиндра, в который они устанавливаются.
Коленчатый вал
Литой, чугунный, 5-опорный. Предусмотрена возможность перешлифования шеек коленчатого вала при ремонте с уменьшением диаметра на 0,25 мм; 0,5; 0,75 и 1 мм.
Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя упорными сталеалюминиевыми полукольцами. Они вставляются в гнезда блока цилиндров по обе стороны от среднего коренного подшипника. Полукольца изготавливаются двух размеров — нормального и увеличенного на 0,127 мм.
Вкладыши подшипников коленчатого вала тонкостенные, сталеалюминиевые. Вкладыши коренных подшипников с канавкой на внутренней поверхности, шатунные вкладыши без канавки. Ремонтные вкладыши изготавливаются увеличенной толщиной под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25 мм; 0,5; 0,75 и 1 мм.
Маховик
Чугунный, литой, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. Центрируется маховик цилиндрическим выступом на фланце коленчатого вала. На задней плоскости маховика около зубчатого венца имеется установочная метка в виде конусной лунки. Она должна находиться против шатунной шейки 4-го цилиндра. Маховик балансируется отдельно от коленчатого вала.