Блок цилиндров
Блок цилиндров отлит из чугуна и составляет одно целое с цилиндрами. С 1993 модельного года в блоке цилиндров двигателей выполнены отверстия для уравновешивающих валов. По диаметру цилиндры, а также поршни разбиты на пять групп через 0,01 мм, маркированных буквами А, В, С, D и Е.
Таблица 2-7. Размерные группы новых цилиндров и поршней
Группа | Диаметр цилиндра, мм | Диаметр поршня, мм | Зазор, мм |
А | 84,000-84.010 | 83,940-83,950 | |
В | 84,010-84,020 | 83,950-83,960 | |
С | 84,020-84.030 | 83.960-аз,970 | 0,050-0.070 |
р | 84.030-84,040 | 83,970-83,980 | |
Е | 84,040-84,050 | 83,980-83,990 |
При расточке цилиндров допускается снимать слой металла не более 0,4 мм. Допуск плоскостности поверхности сопряжения с головкой цилиндров 0,1 мм. Максимально допустимые овальность и конусность (в эксплуатации) зеркал цилиндров 0,05 мм.
По диаметру расточки в блоке под вкладыши коренных подшипников разбиты на три размерные группы А, В и С через 0,006 мм. размеры которых составляют соответственно 56,717-56,723, 56,723-56,729 и 56,729-56,735 мм. Ширина задней опоры (без упорных полуколец) 23,100-23,200 мм.
![](https://autoinstruction.ru/img/fiat/172/448575.jpg)
Рис. 2-51. Детали кривошипно-шатунного механизма: 1 - коленчатый вал; 2 - дистанционное кольцо; 3 - установочная втулка; 4 - маховик; 5 - дистанционная шайба; 6 - вкладыши коренных подшипников коленчатого вала; 7 - упорные полукольца; 8 - шатунные вкладыши; 9 - шатун; 10 - втулка верхней головки шатуна; 11 - поршень; 12 - стопорные кольца; 13 - поршневой палец; 14 - поршневые кольца
Характеристики уравновешивающих валов
Диаметр отверстия средней опоры вала, мм: 36,945-36,960.
Диаметр отверстия боковой опоры вала, мм: 19,980-19,993.
Зазор между шейкой вала и опорой, мм: 0,060-0,095.
Шатунно-поршневая группа
Особенности устройства
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. Ось отверстия под палец смещена относительно диаметральной плоскости поршня на 1,0 мм. Расстояние между осью отверстия под поршневой палец и нижним срезом юбки поршня 25 мм. Разница по массе самого тяжелого и самого легкого поршней для одного двигателя не должна превышать 5.0 г.
В запасные части поставляются поршни групп А, С и Е, а также поршни ремонтного размера с диаметром, увеличенным на 0,4 мм.
Поршневые пальцы стальные, шлифованные. Пальцы свободно вращаются в верхних головках шатунов и в бобышках поршней. От осевого смещения они удерживаются стопорными кольцами. В запасные части поставляются поршневые пальцы с диаметром, увеличенным на 0,2 мм. На каждом поршне установлены три кольца: два компрессионных и одно маслосъемное. В запасные части поставляются кольца ремонтного размера с диаметром, увеличенным на 0,4 мм.
Таблица 2-8. Размерные группы поршневых пальцев под отверстия поршней
Группа | Диаметр отверстия под поршневой палец, мм | Наружный диаметр поршневого пальца, мм | Зазор, мм |
1 | 21,996-21,999 | 21,991-21,994 | 0,002-0,008 |
2 | 21,999-22,002 | 21,994-21,997 |
Таблица 2-9. Размерные характеристики поршневых колец
Характеристика | Верхнее компрессионное | Нижнее компрессионное | Маслосъемное |
Высота кольца. мм | 1,478-1,490 (1,535-1,550) | 1,978-1,990 (2,030-2,050) | 3,925-3,937 (3,967-3,987) |
Зазор между кольцом и канавкой. мм | 0,045-0,077 | 0,040-0,072 | 0,030-0,062 |
Зазор в замке. мм | 0,30-0,45 | 0,25-0,40 |
В скобках приведены данные для 16-клапанного двигателя.
Шатун стальной, кованый, со стержнем двутаврового сечения и крышкой нижней головки прямого сечения.
Коленчатый вал и маховик
Особенности устройства
Коленчатый вал пятиопорный, отлит из чугуна с шаровидным графитом вместе с противовесами. По диаметру коренных и шатунных шеек коленчатые валы разбиты на три размерные группы (А, В, С) через 0,006 мм. Осевое перемещение коленчатого вала (0,055-0,305 мм) ограничивается двумя упорными полукольцами толщиной 2,310-2,360 мм. Ремонтный размер увеличен на 0,127 мм.
В запасные части вкладыши коренных и шатунных подшипников поставляются толщиной, увеличенной на 0,254; 0,301 и 0,508 мм.
Маховик крепится к коленчатому валу шестью болтами, которые расположены по окружности через неравномерные промежутки. На маховик напрессован зубчатый венец для пуска двигателя стартером.
Таблица 2-10. Размерные характеристики шатунов
Характеристика | Размер |
Диаметр отверстия в верхней головке шатуна, мм | 24,983-25,021 |
Наружный диаметр втулки верхней головки шатуна, мм | 25,065-25,090 |
Натяг при запрессовке втулки в верхнюю головку шатуна, мм | 0,044-0,102 |
Внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна, мм: | |
— 1-я группа | 22,004-22,007 |
— 2-я группа | 22,007-22,010 |
Зазор между поршневым пальцем и втулкой, мм | 0,010-0,016 |
Диаметр отверстия в нижней головке шатуна, мм: | |
— 1-я группа | 53,904-53.910 |
— 2-я группа | 53,898-53,904 |
— 3-я группа | 53,892-53,898 |
Таблица 2-11. Размерные характеристики шеек и вкладышей подшипников коленчатого вала
Характеристика | Группа | ||
А | В | С | |
Диаметр коренных шеек, мм | 52,998-53,004 | 52,992-52,998 | 52,986-52,992 |
Толщина вкладышей коренных подшипников, мм: | |||
— двигатель без наддува | 1,836-1,842 | 1,842-1,848 | 1,848-1,854 |
— двигатель с наддувом | 1.838-1,844 | 1,844-1,850 | 1,850-1,856 |
Зазор между вкладышем и коренной шейкой, мм | 0,029-0,053 | ||
Диаметр шатунных шеек, мм | 50,799-50,805 | 50,793-50,799 | 50,787-50,793 |
Толщина вкладышей шатунных подшипников.мм | 1,527-1,533 | 1,533-1,539 | 1,539-1,545 |
Зазор между вкладышем и шатунной шейкой, мм | 0,033-0,057 |