К механизму газораспределения относятся: головка цилиндров, распределительные валы, выпускные и впускные клапаны, направляющие втулки клапанов, пружины клапанов с деталями крепления, толкатели с регулировочными шайбами, зубчатый ремень привода распределительных валов с деталями натяжения.
Особенности устройства
Головка цилиндров отлита из алюминиевого сплава. В головке выполнены полусферические камеры сгорания. Головка цилиндров состоит из трех частей:
- нижней части, в которую запрессованы чугунные седла клапанов. Эта часть крепится к блоку цилиндров. В ней размещены клапаны, пружины клапанов и свечи зажигания;
- корпуса (левый) распределительного вала выпускных клапанов и корпуса (правый) распределительного вала впускных клапанов, которые крепятся к нижней части головки цилиндров.
Допуск плоскостности поверхности головки цилиндров, сопрягающейся с блоком двигателя, 0,021 мм. При превышении допуска разрешается только чистовое шлифование данной поверхности, следя при этом за тем, чтобы высота камер сгорания была не менее 23,5 мм.
Прокладка головки марки Qoetze устанавливается меткой «Alto» вверх. После установки во время работы двигателя в ней происходит процесс полимеризации под влиянием высоких температур, и она становится более прочной.
Седла клапанов вставные, запрессованы в гнезда головки цилиндров.
Направляющие втулки клапанов изготовляются из специального чугуна и запрессовываются в головку цилиндров.
Наружный диаметр направляющих втулок клапанов, поставляемых в запчасти, увеличен на 0,05; 0,10 и 0,25 мм.
Каждый впускной и выпускной клапан снабжен двумя пружинами. Пружины впускных и выпускных клапанов идентичны между собой.
Длина внутренней пружины, мм:
- под нагрузкой 14,13-15,11 кгс: 31;
- под нагрузкой 26,39-28,75 кгс: 21,5.
Длина наружной пружины, мм:
- под нагрузкой 36,68-39,6 кгс: 36;
- под нагрузкой 55,91-60,82 кгс: 26,5.
Цилиндрические толкатели впускных и выпускных клапанов идентичны между собой и расположены в гнездах головки цилиндров. Регулировочные шайбы устанавливаются в гнезда толкателей.
Толщина регулировочных шайб 3,25-4,70 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Распределительные валы впускных и выпускных клапанов трехопорные.
Натяжение зубчатого ремня привода распределительных валов марки Fiat регулируется специальным приспособлением фирмы Flat.
Таблица 2-12. Фазы газораспределения (при временно установленном зазоре 0,8 мм между кулачками распределительных валов и толкателями)
Характеристика | 154 А1.000, 154 CZ000 | 834 В.000 | 154 С 2000 | 154 А2.000 | 154 Е1Л00* |
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска с опережением | 12° | 5° | 12° | 8° | 3° |
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия с запаздыванием | 38° | 53° | 38° | 42° | 43° |
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода с опережением | 42° | 53° | 42° | 42° | 43° |
Закрытие выпускного клапана после ВМТ такта выпуска с запаздыванием | 8° | 5° | 8° | 1° | 3° |
*16-клапанный двигатель
Таблица 2-13. Размерные характеристики головки цилиндров, клапанного механизма и распределительных валов
Характеристика | Размер |
Внутренний диаметр опор распределительных валов (считая со стороны привода), мм: | |
— опора № 1 | 30,009-30.034 |
— опора № 2 | 45,800-45,825 |
— опора № 3 | 46,200-46,225 |
— для 16-клапанной головки для всех опор | 28,545-28,750 |
Зазор между шейками распределительных валов и отверстиями опор, мм | 0,029-0,070 |
Диаметр отверстия под направляющие втулки клапанов, мм | 13,950-13,977 |
Наружный диаметр направляющих втулок клапанов, мм: | |
— двигатели без наддува | 14,040-14,058 (14,010-14,030)- |
— двигатель с наддувом: | |
впускных клапанов | 14,040-14,058 |
выпускных клапанов | 13,998-14,016 |
Внутренний диаметр направляющих втулок клапанов, мм | 8,022-8,040 (7,022-7,040) |
Диаметр стержня клапана, мм | 7,974-7,992 (6,982-7,000) |
Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, мм: | |
— двигатели без наддува | 0.063-0,108 (0,033-0,080) |
— двигатель с наддувом: | |
впускных клапанов | 0,063-0,108 |
выпускных клапанов | 0,021-0,066 |
Диаметр головки клапанов, мм | 43,300-43,700 (34,300-34,500) |
Угол рабочей фаски клапанов | 45°25'-45°35' |
Угол рабочей фаски седел клапанов | 44°55'-45°05’ |
Ширина рабочей фаски седел, мм | 2,0 |
Диаметр толкателей, мм | 36,975-36,995 |
Диаметр отверстия под толкатель, мм | 37.000-37.025 |
Зазор между толкателем и отверстием в головке цилиндров, мм | 0,005-0,050 |
*В скобках приведены данные для 16-клапанного двигателя
Таблица 2-14. Высота подъема кулачков, мм
Клапаны | Модель двигателя | ||||
154 А1.000, 154 С2.000 | 834 В.000 | 154 С 2000 | 154 А2.000 | 154 Е1.000 | |
Впускные | 9.1 | 9,464 | 9.1 | 9.1 | 9.1 |
Выпускные | 9.1 | 9,464 | 9.1 | 8.6 | 9.1 |
![](https://autoinstruction.ru/img/fiat/172/448584.jpg)
Рис. 2-56. Детали механизма газораспределения: 1 - зубчатый ремень; 2 - зубчатый шкив распределительного вала впускных клапанов; 3 - зубчатый шкив распределительного вала выпускных клапанов; 4 - натяжной ролик; 5 - зубчатый шкив коленчатого вала; 6 - передняя защитная крышка зубчатого ремня; 7 - распределительный вал впускных клапанов; 8 - распределительный вал выпускных клапанов; 9 - сальник; 10 - выпускной клапан; 11 - впускной клапан; 12 - направляющая втулка клапана; 13 - маслоотражательный колпачок: 14 - сухари клапанов; 15 - наружная пружина клапана; 16 - внутренняя пружина клапана; 17 - верхняя тарелка пружины; 18 - цилиндрический толкатель; 19 - регулировочная шайба