Примечание: Проверка технического состояния и ремонт блока цилиндров, коленчатого вала и шатунно-поршневой группы выполняются так же, как на двигателе с клапанным механизмом ОНС (см. соответствующие подразделы).
Сборку двигателя производить с учетом указаний подраздела «Общие требования к ремонту автомобиля» в следующем порядке.
Установить на стенд чистый блок цилиндра. Протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных подшипников. Установить в 1-е, 2-е, 4-е и 5-е гнезда блока цилиндров вкладыши с канавкой, в 3-е гнездо блока цилиндра и в крышки коренных подшипников —-вкладыши без канавки. Протереть вкладыши салфеткой и смазать их моторным маслом. Протереть салфеткой коренные шатунные шейки коленчатого вала, смазать их моторным маслом и установить вал в блок цилиндров. Смазать маслом и вставить в гнездо заднего коренного подшипника упорные полукольца канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала.
Установить крышки коренных подшипников в соответствии с нанесенными на их наружные поверхности метками, завернуть и затянуть болты крепления крышек следующим образом: болты крепления крышки 3-го коренного подшипника затянуть сначала моментом 2,0 кгс·м, затем довернуть на 120°; болты крепления крышек других коренных подшипников сначала затянуть моментом 2,0 кгс·м, затем довернуть на 80°. Провернуть коленчатый вал, при этом вал должен свободно вращаться при небольшом усилии.
Проверить осевой свободный ход коленчатого вала.
Подобрать поршни к цилиндрам по размерным группам и по массе. Подобрать поршневые пальцы по втулке верхней головки шатуна (размерная группа пальца указана цифрой на наружной поверхности одной из бобышек поршня, размерная группа втулки маркирована цифрой V верхней головки шатуна. При этом метка размерной группы цилиндра на наружной поверхности бобышки поршня и выступ на стержне шатуна должны быть обращены в одну сторону. С помощью приспособления надеть поршневые кольца на поршень. Кольца в канавках должны свободно перемещаться. Развести стыки колец через 120°.
Протереть салфеткой постели шатунов и их крышки. Протереть и вставить в них вкладыши. Надеть на шатунные болты предохранительные наконечники, которые одновременно предотвращают выпадение верхнего вкладыша. Смазать моторным маслом поршень и цилиндр. Сжать поршневые кольца приспособлением или, используя конусное кольцо, вставить поршень в цилиндр, при этом номер цилиндра на кривошипной головке шатуна должен быть направлен в сторону впускного трубопровода. Снять предохранительные наконечники с шатунных болтов. Смазать маслом вкладыши шатуна и шейку коленчатого вала. Надеть крышку шатуна так, чтобы номера цилиндров, выбитые на крышке и шатуне, были обращены в одну сторону. Затянуть гайки шатунных болтов моментом 7,4 кгс·м. Аналогичным образом установить в цилиндры остальные поршни. Провернуть коленчатый вал, при этом вал должен свободно вращаться при небольшом усилии.
Поставить на место держатель заднего сальника коленчатого вала с новой прокладкой. Установить маховик. Установить переднюю крышку блока цилиндров с масляным насосом, затем установить головку цилиндров без ремня привода распределительных валов.
Установить водяной насос, верхнюю и нижнюю части задней защитной крышки ремня привода распределительных валов, натяжной ролик зубчатого ремня, зубчатый шкив коленчатого вала, совместив метку на шкиве с меткой на передней крышке блока. Завернуть болт крепления зубчатого шкива моментом 19,0 кгс·м (болт с левосторонней резьбой).
Установить ремень привода распределительных валов и отрегулировать его натяжение. Установить кронштейн крепления масляного фильтра и масляный фильтр. Установить трубку вентиляции картера, маслоприемник и масляный картер с прокладкой.
Установить натяжную планку ремня привода генератора, затем установить патрубок системы вентиляции картера. Далее выполнить операции по сборке двигателя в порядке, обратном разборке. При этом:
- соблюдать рекомендованные моменты затяжки резьбовых соединений;
- отрегулировать натяжение ремня привода генератора;
- установить двигатель.