Для снятия силового агрегата закатывают автомобиль на подъемник (лучше двухстоечный) и тормозят его стояночным тормозом. Устанавливают упоры под задние колеса, вывешивают передние колеса и открывают капот. Поднимают автомобиль на подъемнике и снимают брызговик двигателя (состоящий из двух частей), отвернув болты его крепления к кузову.
Сливают охлаждающую жидкость из радиатора, блока цилиндров и отопителя, для чего отворачивают сливные пробки на блоке цилиндров и радиаторе (всего две пробки), снимают крышку расширительного бачка и открывают кран отопителя, передвинув вправо нижний рычажок управления отопителем. Сливают масло из коробки передач, отвернув сливную пробку, и опускают автомобиль.
Отсоединяют провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Отсоединяют провода от стартера и генератора, от датчиков указателя температуры охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла, от концевого выключателя и электромагнитного клапана карбюратора. От датчика-распределителя зажигания отсоединяют провода низкого напряжения и провод высокого напряжения, идущий к катушке зажигания. Снимают датчик верхней мертвой точки, отвернув винт его крепления к картеру сцепления. Отсоединяют массовый провод от силового агрегата, отвернув гайку крепления наконечника провода к картеру сцепления.
Снимают воздушный фильтр, отсоединив шланг системы вентиляции картера от крышки головки цилиндров, а шланг подачи теплого воздуха от заборника теплого воздуха. Закрывают карбюратор сверху технологической заглушкой.
От топливного насоса отсоединяют шланг подачи бензина, а от карбюратора шланг слива бензина. Отсоединяют от впускного трубопровода трубку, идущую к эконометру, а от вакуумного усилителя тормозов вакуумный шланг. Отсоединяют от патрубка на головке цилиндров шланг отвода охлаждающей жидкости к радиатору, а от термостата шланг подвода охлаждающей жидкости и шланг отвода жидкости к расширительному бачку.
Отсоединяют от двигателя тросы привода воздушной и дроссельных заслонок карбюратора, отвернув гайки и винт крепления оболочек тросов к кронштейнам на головке цилиндров и карбюраторе и отсоединив наконечники тросов от карбюратора.
От коробки передач отсоединяют гибкий вал привода спидометра, отвернув для этого накидную гайку, и трос привода сцепления, отвернув гайки крепления оболочки троса к кронштейну и отсоединив наконечник троса от рычага вилки выключения сцепления. Принимают меры к тому, чтобы при снятии двигателя не произошло резких перегибов вала привода спидометра.
Если двигатель снимается с помощью тали, то стопорят двигатель за скобы, установленные на головке цилиндров и коробке передач. Поднимают автомобиль на подъемнике, одновременно подтягивая цепь тали, чтобы силовой агрегат оставался в подвешенном состоянии.
Отсоединяют провода от выключателя света заднего хода, установленного на коробке передач. Отсоединяют тягу 10 (см. рис. 66) привода рычага переключения передач от шарнира штока выбора передач, отвернув болт хомута 12.
Рассоединяют половинки хомута 4 (см. рис. 20), стягивающего приемную трубу 3 с трубой дополнительного глушителя. Вынимают уплотнительное кольцо, находящееся между трубами, и отсоединяют приемную трубу от трубы дополнительного глушителя. Отсоединяют шланги подвода и отвода жидкости к отопителю от патрубков на щите передка.
Отворачивают болты крепления к кузову кронштейнов 10 (см. рис. 85) растяжек 8 передней подвески, ослабляют гайки крепления растяжек к рычагам 1 и поворачивают растяжки в такое положение, чтобы они не мешали снятию силового агрегата. Отсоединяют шаровые шарниры 13 рычагов подвески от поворотных кулаков.
Вынимают из полуосевых шестерен коробки передач 5 (см. рис. 66) наконечники внутренних шарниров валов 6 привода передних колес. Вынимать можно специальным съемником или сильно ударяя молотком через выколотку по корпусу внутреннего шарнира. Отводят валы привода передних колес в сторону.
Отсоединив один из валов, фиксируют полуосевую шестерню технологической заглушкой или оправкой, чтобы она не выпала в картер коробки передач. После отсоединения второго вала также закрывают отверстие заглушкой.
Если силовой агрегат снимается с помощью специальной тележки с гидроподъемником, то подводят ее под автомобиль и поднимают опорные кронштейны гидроподъемника до упора в силовой агрегат.
Отворачивают болты крепления опор подвески силового агрегата к кузову и опускают его гидроподъемником вниз. Если применяется таль, то понемногу стравливая цепь тали, осторожно опускают силовой агрегат на тележку.
Устанавливают силовой агрегат в порядке, обратном снятию. Перед соединением валов привода передних колес устанавливают новые стопорные кольца на наконечники внутренних шарниров. Повторное использование стопорных колец не допускается, так как это может привести к самопроизвольному отсоединению валов от коробки передач при движении автомобиля.
После присоединения приводов воздушной и дроссельных заслонок к карбюратору регулируют их, как описано в разд. «Регулировка двигателя». Привод выключения сцепления также регулируют (см. разд. «Сцепление»), Проверяют и регулируют углы установки передних колес (см. гл. 3).
Установив двигатель на автомобиль, тщательно проверяют качество монтажа. Дают поработать двигателю некоторое время, а затем проверяют, нет ли подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов и при необходимости подтягивают соединения. Проверяют, надежны ли контакты проводов электрооборудования и верно ли работают сигнальные лампы на панели приборов.