Примечание. При снятии головки цилиндров необходимо ослабить натяжение зубчатого ремня, а при установке необходимо отрегулировать его натяжение.
Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
3. Снимите крышку головки цилиндров, как описано в главе 4.
4. Совместите отверстия узлов двигателя/момента открытия или закрытия клапана, как описано в главе 3, и заблокируйте шкив распределительного вала и маховик в этом положении. Не проворачивайте коленчатый вал двигателя, пока коленчатый и распределительный валы находятся в заблокированном положении.
5. Далее приведено описание снятия головки цилиндров с впускным и выпускным коллекторами. Если предварительно необходимо снять коллекторы, смотрите соответствующее описание в разделе 4А.
6. Отсоедините приемную выхлопную трубу системы выпуска отработавших газов от выпускного коллектора (см описание в разделе 4А). При наличии отсоедините провода датчика концентрации кислорода, чтобы они не порвались под действием веса системы выпуска отработавших газов.
7. Снимите корпус воздушного фильтра и воздухозаборный патрубок как описано в главе 4А.
8. На более поздних двигателях со вторичным наддувом воздуха отсоедините впускной воздушный шланг от клапана наддува воздуха на передней стороне головки цилиндров
9. Выполните действия, описанные в разделе 4А:
- a) Разгерметизируйте топливную систему и отсоедините шланги подачи и возврата топлива от топливной магистрали, при этом для исключения попадания грязи пробками закройте шланги и патрубки.
- b) Отсоедините трос акселератора.
- c) Отсоедините электрические разъемы от дроссельного узла, топливных форсунок и клапана/шагового двигателя регулировки подачи воздуха при работе двигателя на холостом ходу
- d) Отсоедините вакуумный шланг от вакуумного усилителя тормозов и все другие шланги от коллектора.
10. Снимите оставшиеся кожухи зубчатого ремня, как описано в главе 5.
11. Ослабьте гайку крепления шкива механизма натяжения. Используя стержень квадратного сечения на 8,0 мм, вставленный в отверстие шкива, поверните шкив в направлении по часовой стрелке, затем повторно затяните стопорную гайку.
12. Снимите зубчатый ремень со шкива распределительного вала и отведите его в сторону.
13. Ослабьте хомуты и отсоедините шланги подачи охлаждающей жидкости от корпуса термостата (на левом конце головки цилиндров).
14. Освободите зажимы и отсоедините электрические разъемы от переключателя и/или датчика (ов) ввернутых в корпус термостата/головку цилиндров.
15. Отсоедините электрический разъем от катушки зажигания. Если головка цилиндров снимается для капитального ремонта, снимите катушку зажигания. На двигателях с высоковольтными проводами промаркируйте их. Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания и снимите катушку зажигания вместе с высоковольтными проводами.
16. Выверните болт крепления направляющей трубки указателя измерения уровня моторного масла к головке цилиндров.
17. В последовательности, обратной затягиванию (рис. 2А.35), ослабьте болты крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота за каждый проход до полного отворачивания болтов.
18. Снимите блок коромысел с головки цилиндров. Отметьте установочные штифты, установленные в основании каждой опоры блока коромысел Если штифты установлены свободно в опоре или головке цилиндров, для сохранности снимите их.
19. На двигателях с чугунным блоком цилиндров снимите головку цилиндров вместе с коллекторами.
20. На двигателях с алюминиевым блоком цилиндров необходимо нарушить соединение между головкой цилиндров, прокладкой и блоком цилиндров, при этом нарушив положения гильз цилиндров. Чтобы нарушить соединение, используйте два Г-образных металлических стержня, которые вставляются в отверстия под болты крепления головки цилиндров. Мягко раскачивайте головку цилиндров к передней части двигателя. Не пробуйте повернуть головку на блоке цилиндров, так как она установлена на направляющих втулках. После нарушения соединения между головкой цилиндров, прокладкой и блоком цилиндров, снимите головку цилиндров вместе с коллекторами. Если при отделении головки цилиндров нарушено положение гильз цилиндров, вероятно, что нарушены уплотнения гильз цилиндров, в результате чего после установки головки цилиндров возможно появление утечки.
21. На всех двигателях, снимите прокладку с блока цилиндров, при этом отметьте расположение центрирующих втулок.
Предупреждение! На двигателях с алюминиевым блоком цилиндров после снятия головки цилиндров не проворачивайте коленчатый вал, так как, в противном случае, могут быть сдвинуты гильзы цилиндров. Если необходимо провернуть коленчатый вал, необходимо надежно закрепить гильзы в исходном положении. При отсутствии специальных зажимов Citroen гильзы можно закрепите болтами с шайбами большого диаметра.
22. Если головка цилиндров снимается для капитального ремонта, снимите распределительный вал, как описано в главе 10.
Подготовка к установке
23. Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте специальный инструмент Citroen или твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. Липкой лентой заклейте все каналы и отверстия в блоке цилиндров под болты крепления головки.
24. Также необходимо очистить верхние части поршней. При очистке исключите возможность попадания продуктов очистки в масляные каналы и каналы системы охлаждения. Тщательно очистите внутренние поверхности цилиндров.
25. Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров двигателя на наличие дефектов. Незначительные повреждения устраняются механической обработкой.
26. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Завинчивание болта в заполненные маслом отверстия может разорвать блок из-за гидравлического давления.
27. Металлической линейкой и щупом проверьте плоскостность привалочных поверхностей.
28. При покупке новой прокладки необходимо выбирать прокладку соответствующей толщины.
29. Проверьте состояние болтов крепления головки цилиндров и особенно их резьбы. Вымойте болты в соответствующем растворителе и вытрите их насухо. Проверьте болты на наличие видимого износа или повреждений и, при необходимости, замените их Измерьте длину каждого болта и убедитесь в отсутствии их растяжения. Хотя фактически Citroer не определяет обязательную замену болтов крепления головки цилиндров, однако настоятельно рекомендуется каждый раз после отворачивания болтов проводить их одновременную замену.
Установка
30. Протрите привалочные поверхности головки и блока цилиндров и установите две направляющих втулки в блок цилиндров двигателя. Если использовались, снимите зажимы крепления гильз цилиндров.
31. Установите на блок цилиндров новую прокладку, при этом метка, определяющая положение, должна быть направлена к головке цилиндров (рис. 2А.32, 2А.ЗЗ).
Рис. 2А.32. Установка новой прокладки на блок цилиндров | Рис. 2А.ЗЗ. Расположение метки (HAUT - ТОР), определяющей положение прокладки, направленной вверх |
32. Проверьте, что маховик и шкив распределительного вала все еще правиле но заблокированы соответствующим! инструментами в установочном положении. С помощником аккуратно установи те переднюю часть головки на блок цилиндров, совмещая головку цилиндров с направляющими втулками.
33. Убедитесь, что установочные штифты находятся на своих местах в основании каждой опоры оси коромысел и установите блок коромысел на головку цилиндров (рис. 2А.34).
Рис. 2А.34. Установка блока коромысел на головку цилиндров
34. Нанесите тонкий слой смазочного материала на резьбы и основания головок болтов крепления головки цилиндров. В качестве смазочного материала Citroen рекомендует использовать Molykote G Rapid Plus, который поставляется в комплекте с прокладкой головки цилиндров.
35. Вставьте болты в головку цилиндров (не бросайте) и на этой стадии затяните их от руки. Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 2А.35, затяните все болты крепления головки цилиндров требуемым моментом, соответствующим стадии 1. В той же последовательности доверните болты на угол, соответствующий стадии 2.
Рис. 2А.35. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
36. На двигателях с чугунным блоком цилиндров в той же последовательности доверните болты на угол, соответствующий стадии 3.
37. Установите направляющую трубку указателя уровня масла и закрепите ее болтом.
38. Установите зубчатый ремень на шкив распределительного вала.
39. Установите зубчатый ремень на шкив коленчатого вала. Убедитесь, что передняя ветвь ремня натянута, т.е. провисание ремня должно быть со стороны механизма натяжения.
40. Ослабьте гайку крепления шкива механизма натяжения. Используя стержень квадратного сечения, вставленный в отверстие шкива, поверните шкив в направлении против часовой стрелки до полного устранения провисания ремня, затем повторно затяните гайку.
41. Отрегулируйте натяжение зубчатого ремня, как описано в главе 6, и установите кожухи зубчатого ремня.
42. Если головка цилиндров снималась для капитального ремонта, установите катушку зажигания и высоковольтные провода. Если катушка зажигания не снималась, подсоедините к катушке электрический разъем.
43. Подсоедините электрический разъем к переключателю и/или датчику(ам), ввернутым в корпус термостата/головку цилиндров.
44. Подсоедините шланги подачи охлаждающей жидкости к корпусу термостата (на левом конце головки цилиндров) и закрепите их хомутами.
45. При наличии, подсоедините впускной воздушный шланг к вторичному клапану наддува воздуха
46. Выполните действия, описанные в разделе 4А:
- a) Подсоедините все ранее отсоединенные электрические разъемы и тросы к выпускному коллектору и элементам топливной системы.
- b) Подсоедините и отрегулируйте трос акселератора.
- c) Подсоедините приемную выхлопную трубу к выпускному коллектору. При наличии, подсоедините разъем к датчику концентрации кислорода
- d) Установите корпус воздушного фильтра и воздухозаборный патрубок.
47. Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте клапанные зазоры.
48. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи и залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.