2. Распределительный вал снимается выдвижением с правой стороны двигателя и не может быть снят с двигателя, установленного в автомобиле, из-за отсутствия свободного места
Снятие
Блок коромысел
3. Снимите головку цилиндров, как описано в главе 11.
4. Для снятия узла коромысел с помощью рычага аккуратно снимите стопорное кольцо с правого конца оси коромысел, при этом поддержите опору от воздействия на нее сжатой пружины. Снимите все элементы с оси коромысел и расположите их в последовательности снятия (рис. 2А.26). Отметьте положение и ориентацию каждого элемента для правильной их установки при сборке.
Рис. 2А.26. Снятие элементов с оси коромысел после снятия стопорного кольца
5. Для отделения левой опоры оси сначала отверните шпильку крепления крышки головки цилиндров от верхней части опоры. Шпильку можно вывернуть специальным съемником или после наворачивания двух гаек, затянутых друг к другу (рис. 2А.27). После выворачивания шпильки выверните с верхней части опоры установочный болт с головкой под шестигранник и снимите ось коромысел (рис. 2А.28).
Рис. 2А.27. Использование двух гаек для выворачивания шпильки крепления крышки головки цилиндров | Рис. 2А.28. Использование шестигранного ключа для выворачивания болта |
Распределительный вал
6. Снимите головку цилиндров, как описано в главе 11.
7. Установите головку цилиндров на верстаке, снимите инструмент, блокирующий шкив, и снимите шкив зубчатого ремня с распределительного вала.
8. С левого торца головки цилиндров выверните болт крепления катушки зажигания и ее кронштейна или корпуса теплообменника (если используется). Выверните болт и снимите с головки цилиндров вилку ограничения осевого перемещения распределительного вала (рис. 2А.29).
Рис. 2А.29. Расположение болта крепления вилки ограничения осевого перемещения распределительного вала
9. Лезвием плоской отвертки как рычагом, аккуратно извлеките сальник с правого конца распределительного вала, затем вытяните распределительный вал из головки цилиндров (рис. 2А.30, 2А.31). Выбросьте сальник, так как при установке необходимо использовать новый сальник.
Рис. 2А.30. Использование плоской отвертки для извлечения сальника распределительного вала | Рис. 2А.31. Извлечение распределительного вала из головки цилиндров |
Проверка
Блок коромысел
10. Исследуйте рабочие поверхности скольжения коромысел, контактирующие с кулачками распределительного вала на наличие износа и задиров. Замените коромысла с видимыми дефектами. Если рабочая поверхность коромысла сильно выработана, проверьте на наличие износа соответствующий кулачок распределительного вала, так как .вероятно, оба они будут изношены. На более поздних двигателях используются коромысла с роликами. На этом типе двигателей проверьте наличие избыточного люфта ролика или любой шероховатости при его вращении. По мере необходимости замените изношенные узлы.
11. Проверьте торцы болтов регулировки клапанных зазоров на наличие износа или повреждений и, при необходимости, замените их.
12. Если узел коромысел был разобран, проверьте коромысла и поверхности скольжения оси коромысел на наличие гребней износа и задиров. При наличии износа замените соответствующее коромысло и/или ось коромысел.
Распределительный вал
13. Исследуйте рабочие поверхности шеек подшипников распределительного вала и контуры кулачков на наличие износа и задиров. При наличии любых повреждений замените распределительный вал. Проверьте состояние рабочих поверхностей подшипников распределительного вала в головке цилиндров. Если поверхности верхнего подшипника чрезмерно изношены, необходимо заменить головку цилиндров. При наличии нутромера измерьте диаметры подшипников распределительного вала в головке цилиндров.
14. Проверьте вилку ограничения осевого перемещения распределительного вала на наличие износа или задиров и, при необходимости, замените ее.
Установка
Блок коромысел
15. Если блок коромысел был разобран, установите ось коромысел на левую опору, совмещая ее отверстие с отверстием под болт опоры. Вверните болт с головкой под шестигранный ключ и надежно затяните его. После вворачивания болта с головкой под шестигранный ключ вверните в опору шпильку крепления крышки головки цилиндров и надежно затяните ее. Смажьте ось коромысел моторным маслом и установите на нее все ранее снятые элементы, при этом убедитесь, что установили их в первоначальные положения. После установки всех элементов на ось коромысел установите правую опору и вставьте стопорное кольцо в канавку оси.
16. Установите головку цилиндров, как описано в главе 11.
Распределительный вал
17. Убедитесь, что подшипники головки цилиндров и рабочие поверхности шеек распределительного вала чистые и смажьте шейки и кулачки распределительного вала маслом. Вставьте распределительный вал в головку цилиндров.
18. На левый конец распределительного вала установите вилку ограничения осевого перемещения и закрепите ее болтом, затянув его требуемым моментом.
19. Убедитесь, что корпус теплообменника и привалочные поверхности головки цилиндра чистые и сухие. Установите новую прокладку или нанесите на привалочные поверхности слой герметика и установите на левый конец распределительного вала катушку зажигания и кронштейн или корпус теплообменника и закрепите болтами, затянув их последовательно в несколько приемов.
20. Смажьте рабочие кромки нового сальника чистым моторным маслом и установите его на торец распределительного вала. Трубчатой оправкой соответствующего диаметра запрессуйте сальник на место, при этом соблюдайте осторожность, чтобы при установке сальника не повредить его рабочие кромки. Имейте в виду, что рабочие кромки сальника должны быть направлены внутрь.
21. Установите шкив распределительного вала, как описано в главе 7.
22. Установите головку цилиндров, как описано в главе 11.