Примечание. Для проверки и регулировки натяжения зубчатого ремня Citroen рекомендует использовать электронный инструмент (SEEM 4122-Т) и контактную пластину коромысел клапанов (4533-T.Z.). Следующее описание предполагает, что это оборудование имеется в наличии. Точное натяжение зубчатого ремня привода газораспределительного механизма очень существенно и, если это оборудование отсутствует, необходимо эту работу выполнять у дилера Citroen.
1. Зубчатый ремень приводит в действие распределительный вал и водяной насос, а сам приводится в действие шкивом расположенным на правом конце коленчатого вала. В случае разрыва ремня, возможно, произойдет соударение поршней и клапанов, в результате чего потребуется дорогостоящий ремонт двигателя.
2. Зубчатый ремень необходимо заменять строго в соответствии с графиком технического обслуживания или чаще (см. раздел 1).
3. После снятия зубчатого ремня проверьте состояние водяного насоса (на отсутствие утечек охлаждающей жидкости). Это может исключить снятие зубчатого ремня через некоторое время, если водяной насос выйдет из строя.
Снятие
4. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
5. Совместите отверстия узлов двигателя/момента открытия или закрытия клапана, как описано в главе 3, приведенной ранее в этом разделе, и заблокируйте шкив распределительного вала и маховик в этом положении. Не проворачивайте коленчатый вал двигателя, пока коленчатый вал/распределительный вал находятся в заблокированном положении.
6. Снимите центральный и нижний кожухи зубчатого ремня.
7. Ослабьте гайку крепления шкива механизма натяжения зубчатого ремня привода газораспределительного механизма. Позвольте шкиву повернуться в направлении по часовой стрелке, при этом ослабится натяжение зубчатого ремня. Повторно затяните гайку крепления шкива, чтобы зафиксировать его в ослабленном положении.
8. Если зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, краской белого цвета отметьте направление его вращения (рис. 2А.17). Если при установке зубчатый ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению. Снимите зубчатый ремень со шкивов двигателя.
Рис. 2А.17. Метка на ремне, указывающая на направление его вращения
9. Не проворачивайте коленчатый вал двигателя при снятом зубчатом ремне, так как поршни могут удариться о клапаны. Тщательно проверьте состояние зубчатого ремня на наличие неравномерного износа, расслоения или попадания на него моторного масла. Обратите особое внимание на основания зубьев При наличии любых дефектов на зубчатом ремне его необходимо заменить. Если проводится капитальный ремонт двигателя, при этом пробег автомобиля составил более 60 000 км, замените зубчатый ремень независимо от его состояния. Стоимость нового ремня незначительна, по сравнению со стоимостью возможного ремонта в результате разрыва ремня в процессе последующей эксплуатации. При наличии на ремне следов моторного масла определите и устраните источник утечки масла Очистите от остатков моторного масла зону расположения зубчатого ремня и все связанные с ним элементы.
Установка
10. Перед установкой зубчатого ремня очистите шкивы зубчатого ремня. Проверьте состояние и плавность вращения шкива механизма натяжения и, при необходимости, замените его. Убедитесь, что инструменты блокирования распределительного вала и маховика находятся на месте.
11. Установите зубчатый ремень на шкивы двигателя, при этом стрелка на ремне должна совпадать с направлением вращения ремня (по часовой стрелке если смотреть с правой стороны двигателя).
12. При установке не перекручивайте и не перегибайте зубчатый ремень. Установите зубчатый ремень на шкивы распределительного и коленчатого валов. Убедитесь, что передняя ветвь ремня хорошо натянута, т.е. провисание ремня должно быть со стороны механизма натяжения, 'становите зубчатый ремень на шкивы водяного насоса и механизма натяжения, убедитесь, что зубья ремня правильно совмещены с зубьями шкивов.
13. Ослабьте гайку крепления шкива механизма натяжения зубчатого ремня привода газораспределительного механизма. Поверните шкив против часовой стрелки до полного устранения провисания ремня, затем повторно затяните гайку. Отрегулируйте натяжение зубчатого ремня следующим образом.
Регулировка натяжения
14. Установите сенсорную головку электронного инструмента на натянутую переднюю ветвь зубчатого ремня, в центре ветви ремня, соединяющей шкивы коленчатого и распределительного валов.
15. Ослабьте гайку крепления шкива механизма натяжения и вставьте короткий стержень квадратного сечения со стороной квадрата 8 мм в отверстие на передней стороне шкива механизма натяжения.
16. Установите на стержень квадратно-о сечения гаечный ключ и натяните против часовой стрелки до появления начальной установки натяжения ремня, равной 44 единицам SEEM, которые отображаются на дисплее электронного инструмента (рис. 2А.18). Удерживая шкив механизма натяжения в этом положении, затяните гайку крепления шкива.
Рис. 2А.18. Использование гаечных ключей для ослабления гайки (В) крепления шкива механизма натяжения и для поворота стержня квадратного сечения на 8 мм против часовой стрелки при регулировке натяжения зубчатого ремня
17. Снимите инструменты, блокирующие шкив распределительного вала и маховик, а также сенсорную головку электронного инструмента.
18. За болт крепления шкива проверните коленчатый вал двигателя на четыре полных оборота в направлении его рабочего вращения, т.е. в направлении по часовой стрелке, если смотреть с правой стороны двигателя. В любом случае не проворачивайте коленчатый вал двигателя против часовой стрелки. Специальным инструментом заблокируйте маховик и убедитесь, что отверстие в шкиве распределительного вала совместилось с отверстием в головке цилиндров.
19. Для достижения точного окончательного натяжения ремня необходимо снять всю нагрузку от воздействия клапанных пружин и коромысел на кулачки распределительного вала. Для этого механики Citroen используют контактную пластину коромысел клапанов (специальный инструмент 4533-T.Z.), которая изготовлена из прочной листовой стали и устанавливается на коромысла вместо крышки головки цилиндров и крепится гайками крепления крышки головки цилиндров (рис. 2А.19). На пластине имеется восемь резьбовых стоек с навернутыми на них контргайками, расположенными точно над торцом стержня клапана каждого коромысла. Стойки необходимо вворачивать так, чтобы они отвели коромысла от кулачков распределительного вала. В этом случае снимается вся нагрузка с кулачков распределительного вала и обеспечивается незначительное перемещение при регулировке натяжения зубчатого ремня. Если это не сделано, натяжение зубчатого ремня будет выполнено неточно. При отсутствии специального инструмента его можно изготовить самостоятельно.
Рис. 2А.19. Специальный инструмент, используемый для отвода коромысел от кулачков распределительного вала
20. Снимите крышку головки цилиндров. Ослабьте восемь контактных болтов коромысел к контактной пластине и установите контактную пластину на головку цилиндров, соблюдая правильное положение установки. Затягивайте каждый контактный болт коромысла, пока клапаны не будут отведены от кулачков распределительного вала. Не перетяните контактные болты, так как, в противном случае, возможны контакты поршней с клапанами.
21. Убедитесь, что инструмент, блокирующий маховик, установлен на месте, а инструмент, блокирующий шкив распределительного вала, снят с двигателя.
22. Установите на ремень инструмент для проверки натяжения, ослабьте гайку крепления шкива механизма натяжения и поворачивайте шкив механизма натяжения до тех пор, пока не будет достигнуто натяжение ремня, равное 29-33 единицам SEEM. Удерживая шкив механизма натяжения в этом положении, затяните гайку крепления шкива требуемым моментом.
23. Снимите с ремня инструмент для проверки натяжения, контактную пластину коромысел клапанов с головки цилиндров и инструмент, блокирующий маховик. За болт крепления шкива проверните коленчатый вал двигателя на два полных оборота в направлении его рабочего вращения и убедитесь, что отверстия для блокировки распределительного вала и маховика совмещены с соответствующими отверстиями и в них можно вставить блокирующие инструменты. Если блокирующие инструменты невозможно вставить в совмещенные отверстия, повторите операции по установке и регулировке натяжения зубчатого ремня. Если все удовлетворительно, снимите инструменты блокирования.
24. Установите крышку головки цилиндров и кожухи зубчатого ремня. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.