Проверка осевого люфта
1. Для измерения осевого люфта коленчатый вал должен находится на своем месте в коренных опорах, но свободен в осевом направлении.
2. Установите у конца вала стрелочный индикатор и уприте его щуп в торец вала (рис. 13.2). Сдвиньте вал в одну сторону до упора и обнулите индикатор. Теперь сдвиньте его в другую сторону до упора и прочтите показание индикатора. Это и есть осевой люфт. Сравните результат с регламентированным значением люфта (см. Технические данные) и решите, нужно ли менять упорный вкладыш.
3. Если у Вас нет стрелочного индикатора, то измерить люфт можно плоскими щупами. Сдвиньте вал по направлению к маховику и измерьте зазор между щекой коленчатого вала и упорным вкладышем (рис. 13.3).
Проверка состояния
4. Промойте коленчатый вал в керосине или ином подходящем растворителе. Просушите вал, желательно сжатым воздухом, если имеется такая возможность. Прочистите масляные отверстия.
Внимание! При работе со сжатым воздухом наденьте защитные очки.
5. Осмотрите коренные и шатунные шейки вала на наличие чрезмерного износа, царапин, задиров, питтинга и трещин.
6. Износ подшипников нижних головок шатунов извещает о себе при работе двигателя хорошо различимым металлическим стуком (особенно при разгоне двигателя с малых оборотов), а также некоторым падением давления масла.
7. Износ коренных подшипников сопровождается сильной вибрацией двигателя и грохотом, особенно сильным при разгоне двигателя, а также падением давления масла.
8. Проведите вдоль шейки пальцем с легким нажимом — если на шейке выработались канавки. Вы их легко почувствуете В таком случае вал надо проточить (если это еще возможно) или заменить.
9. После проточки шеек проверьте, не остались ли заусеницы по краям масляных отверстий. Обычно концы отверстий имеют фаску, так что с заусеницами вряд ли возникнут какие-то проблемы, если проточка выполнена аккуратно. Заусеницы можно удалить шабером или тонким напильником.
10. Проточку шеек поручите специалистам СТО. Они же подберут новые вкладыши ремонтного размера.