Очистите поршень от нагара и удалите все отложения из смазочных каналов поршня и шатуна. Тщательно осмотрите детали. Трещины любого характера на поршне, поршневых кольцах, пальце, на шатуне и его крышке не допускаются. Если на рабочей поверхности вкладышей имеются задиры, то заменяют их новыми.
Зазоры по высоте между поршневыми кольцами и канавками проверьте набором щупов, устанавливая кольцо в соответствующую канавку. В замке колец зазор проверяют набором щупов, вставляя кольца в калибр, имеющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском ±0.003 мм. Для колец нормального размера можно применять калибр 67.8125.9501 для двигателя 2105 или калибр А.96137 для двигателей 2101 и 2103.
Посадку поршневого пальца в поршень проверяют, вставляя отобранный поршневой палец, предварительно смазанный моторным маслом, в отверстие бобышки поршня. Посадка считается нормальной, если поршневой палец входит в отверстие от простого нажатия большого пальца руки и не выпадает из бобышки, если держать поршень с поршневым пальцем в вертикальном положении. Если палец выпадает из бобышки, то его заменяют пальцем следующей категории. Если в поршне был палец 3-й категории, то в этом случае замените поршень с пальцем.
При замене поршней подбирите их по массе, так как поршни одного двигателя не должны отличаться более чем на 2,5 г. В том случае, если нет комплекта поршней одной группы по массе, можно подогнать ее, удаляя металл напильником или фрезой равномерно с двух сторон на нижней наружной стороне бобышек под поршневой палец (рис. 6). Съем металла, однако, не должен превышать 4,5 мм относительно номинальной высоты поршня (59,4 мм), а по ширине ограничивается диаметром 70,5 мм для двигателя 2105 или 66,5 мм для двигателей 2101 и 2103.
Поршни к цилиндрам подбирают так, чтобы зазор между поршнем и цилиндром составлял 0,06—0,08 мм для двигателя 2105 (0,05—43,07 мм для двигателей 2101 и 2103). На новом двигателе это достигается установкой поршней того же класса, что и цилиндры. У двигателей, бывших в эксплуатации, поршни и цилиндры имеют некоторый износ. Поэтому необходимо заново подбирать поршни к цилиндрам, измеряя их диаметр, чтобы зазор был по возможности ближе к расчетному.